Как осуществляется мониторинг нормативных правовых актов
Согласно статье 49 ЗаконаРеспублики Казахстан «О правовых актах» одной из мер обеспечения законности нормативных правовых актов (НПА) является проведение правового мониторинга НПА.
В соответствии с компетенцией, установленной Конституцией Республики Казахстан и другими законодательными актами, органами и должностными лицами государства, обеспечивающими законность НПА, являютсяМинистерство юстиции Республики Казахстан и его территориальные органы, уполномоченные органы, принявшие подзаконные НПА и (или) являющиеся их разработчиками, – в отношении подзаконных НПА, принятых ими, и (или) разработчиками которых они являлись.
Под правовым мониторингом понимается система постоянного наблюдения, сбора, анализа информации о состоянии законодательства Республики Казахстан и практике его применения с целью оценки и прогнозирования эффективности законодательства Республики Казахстан, выработки предложений по его совершенствованию, осуществляемая в соответствии со статьями 50 и 51 Закона.
Государственные органы осуществляют мониторинг НПА, принятых ими и (или) разработчиками которых они являлись, либо относящихся к их компетенции, и своевременно принимают меры по внесению в них изменений и (или) дополнений или признанию их утратившими силу.
Порядок проведения правового мониторинга НПА определен Правилами проведения правового мониторинга, утвержденными постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2016 года № 486.
Координацию деятельности государственных органов по правовому мониторингу осуществляют органы юстиции Республики Казахстан.
На местном уровне объектом правового мониторинга выступают нормативные правовые решения маслихатов, постановления акиматов, решения акимов и постановления ревизионных комиссий.
Выявление в принятых НПА противоречий законодательству Республики Казахстан, дублирований, пробелов, неэффективно реализуемых, устаревших и коррупциогенных норм права и выработки предложений по их совершенствованию путем прогнозирования, анализа, оценки эффективности реализации принятых НПА является основной задачей проведения правового мониторинга.
Правовой мониторинг способствует совершенствованию как законодательных актов, так и иных, не являющихся законодательными актами, НПА, издаваемых на основе и (или) во исполнение и (или) для дальнейшей реализации законодательных и иных вышестоящих по иерархии НПА.
Сайран Кантарбаева,
главный специалист
административно-правового отдела
Департамента юстиции Акмолинской области.