Ответит ли кто-то за смерть мужчины, сбитого 14-летним подростком?
Это видео смонтировал в память о погибшем дяде Талгате Хасенове племянник. Родные не могут смотреть его без слез, ведь на кадрах Талгат все еще живой. Между тем, прошел почти год с того момента, как их любимый дядя и брат был сбит автомашиной, за рулем которой находился 14-летний подросток. Законодательство РК не предусматривает ответственность ребенка в этом возрасте, и, по идее, предстать перед судом должен тот, кто пустил за руль авто мальчика. Однако родственники погибшего сомневаются в том, что кто-то понесет наказание за произошедшее, и даже собираются обращаться к министру внутренних дел РК.
«Почти год назад, 12 октября 2021 года, в 19.30 возле поселка Станционный мой брат был сбит автомашиной, за рулем находился 14-летний подросток, который катался вместе с такими же несовершеннолетними друзьями. Как оказалась, машина принадлежала дяде мальчика. В результате наезда мой брат от полученных травм скончался на месте. В ходе следствия было возбуждено уголовное дело по ч.3 ст. 345 УК РК (Нарушение ПДД или эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами, повлекшее по неосторожности смерть человека), мальчик признался в содеянном. При допросе он давал показания, что дядя сажал его за руль, этого не отрицал и сам дядя мальчика. Однако дело было закрыто, потому как ребенок 14-ти лети не может быть субъектом уголовного преследования. С этим постановлением я не был согласен и обжаловал его, но 19 апреля 2022 года дело, как и ранее, было прекращено. С самого начала в уголовном деле мальчик фигурировал в качестве свидетеля. Но кто же тогда совершил убийство моего брата? Было возбуждено дело по ст. 200 УК РК (Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения), но закрыто, так как хозяин машины ни к кому претензий не имел (наверное, было бы странно, если бы дядя написал заявление на угон и посадил бы племянника?). Я через областную прокуратуру обжаловал постановление по ст. 200. Благодаря СМИ, где я ранее выступал, откликнулись неравнодушные люди, которые дали показания, что этот мальчик уже как месяц ездил на дядиной машине. Тем самым удалось доказать, что угона не было, а был допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего права управления – а это ст. 349 УК РК. В данный момент в управлении полиции города Кокшетау возбуждено уголовное дело в отношении хозяина автомобиля по этой статье. Мы были на приеме у начальника департамента полиции региона Д. Таева, который пообещал взять расследование под свой личный контроль. Но пока дело не передано в суд, и надежды на то, что кто-то ответит за смерть брата, остается все меньше и меньше».
Такое письмо прислал в редакцию 716.kz брат покойного Аип Хасенов. Родственники в недоумении: понесет ли кто-либо наказание за смерть их близкого?
Между тем, прецеденты, когда ответчиками по делу за убийство несовершеннолетними, находящимися за рулем автомобиля, выступали те, кто дал им транспорт, уже есть. К примеру, в 2019 году в Кызылорде была приговорена к 18 месяцам лишения свободы женщина, чей сын сбил человека на пешеходном переходе. 14-летний подросток отвозил на машине матери продукты своей бабушке и совершил наезд на 22-летнюю девушку, которая позже скончалась в больнице.
На редакционный запрос о том, на какой стадии находится расследование дела Т. Хасенова, в пресс-службе департамента полиции Акмолинской области сообщили, что в настоящее время в производстве следственного отдела управления полиции города Кокшетау находится уголовное дело по ч.3 ст. 349 УК РК (Допуск к управлению транспортным средством водителя, не имеющего права управления).
«В рамках расследования проводятся необходимые следственные действия. Иная информация в соответствии со ст. 201 УПК РК разглашению не подлежит», - пояснили в ведомстве.
Родственники погибшего настроены весьма решительно. «Если дело не дойдет до суда на местном уровне, мы будем вынуждены обращаться на республиканский – к Министру внутренних дел РК. Кто-то ведь должен ответить за смерть нашего близкого? Не должно быть так, что человек умер, и никто за это наказание так и не понес», - добавляют они напоследок.