Не верь статистике: о ценах, ценниках, посредниках и мониторинговых группах…
Когда чиновники говорят о том, что собираются принимать «действенные меры по недопущению роста цен», окружающих интересует только один вопрос – какие именно действенные меры и когда их начнут принимать? Бурное обсуждение вызвала тема регулирования цен на продукты в Акмолинской области, затронутая на совместном заседании Комиссии партийного контроля и Общественного совета по развитию государственного управления и противодействию коррупции при акмолинском региональном филиале партии «AMANAT». Подробности – в материале корреспондента 716.kz
Кто следит за ценами?
Разговор о ценах и их сдерживании в регионе начали с отчета руководителя управления предпринимательства и туризма Акмолинской области Ербола Оспанова. По его словам, индекс цен на социально значимые продовольственные товары (СЗПТ) с начала года в регионе составил 117,2%, по этому показателю мы удерживаем пятую позицию в республике.
«На стабилизацию цен из областного бюджета выделено 3,9 млрд тенге, в том числе на «оборотную схему» - 3,3 млрд тенге. В целом, в области сформирован запас товаров в объеме 2,3 тыс. тонн, в том числе: в стабфонде - 1436 тонны, по «оборотной схеме» - 874 тонны», - отчитался руководитель.
Как было отмечено, в районах работают комиссии по расследованию посреднических схем. На первое полугодие 2022 года обследован 21 торговый объект, относящийся к категории крупного бизнеса и среднего предпринимательства. По итогам обследования превышений торговых надбавок свыше 15% не установлено. Однако такие нарушения выявлены у отдельных предпринимателей. Так, в ходе проверок деятельности торговых рынков города Кокшетау и Бурабайского района у 24 предпринимателей выявлено превышение торговых надбавок при реализации СЗПТ, по трем администраторам рынков выявлены нарушения различных норм законодательства в сфере торговой деятельности. По всем фактам приняты меры, согласно Кодексу об административных правонарушениях - вынесены 24 постановления о предупреждении. Повторно нарушителям грозит взыскание в виде штрафа.
«Функция надзора за соблюдением надбавок не более 15% закреплена за местными исполнительными органами, акиматами районов и городов в лице отделов предпринимательства. Также в работе находятся нормативно-правовые акты по передаче данных функций в созданные департаменты торговли», - отметил Е. Оспанов.
На сегодняшний день в регионе, как и по всей стране, остро стоит вопрос с сахаром.
«Для стабилизации цен в стабфонд области закуплено 982 тонны сахара, из них в стабфонд поступило 710 тонн, которые реализуются в 29 торговых точках (4 магазина «KOKSHE-MARKET», 8 магазинов «Инмарт» и 17 магазинов г. Кокшетау и районов). В неделю у нас уходит 45 тонн сахара на реализацию. Реализация идет по 500 тг… По сахару вопрос решаем. Правительство уверяет, что это носит сезонный характер и в сентябре-октябре уже есть определенная договоренность с российскими заводами на увеличение объемов, соответственно, цена на сахар должна будет стабилизироваться», - добавил выступающий.
И тут всплыл один из важных вопросов – каким образом осуществляется мониторинг цен на СЗПТ? Как оказалось, в своем мониторинге управление предпринимательства и туризма пользуется данными бюро нацстатистики. Между тем, анализ цен созданной при партии мониторинговой группой показал совершенно другие цифры.
«Конечно, эти цены отличаются от статистических. Методика у всех разная. Производители разные, и цены разные», - ответил на вопрос «Почему?» Е. Оспанов.
Но как можно в таком случае оценивать ситуацию на рынке, если в реальности одни цены, а отчитывается ведомство по совершенно другим? И тут вспоминается известная фраза о том, что существует три вида лжи: ложь, наглая ложь и статистика…
Что там с ценниками?
Заведующий отделением профориентации и карьеры высшего технического колледжа города Кокшетау Бауржан Ибраев, также являющийся членом мониторинговой группы, пожаловался как простой житель города на отсутствие ценников на социально значимые товары на рынках Кокшетау.
«Невольно закрадывается мысль, что продавец может назвать покупателю любую цену. Мы сделали два рейда, дважды делали замечания на рынках «Орталык базар» и «Жибек жолы», администрация согласилась, но сегодня там опять та же картина – ценников нет», - отметил Б. Ибраев.
Как выяснилось, пока каких-либо механизмов, способных повлиять на отсутствие ценников, нет.
«На сегодняшний день мы вместе с прокуратурой ставили этот вопрос, вносили предложение на уровне республики. Сейчас уже обсуждается возможность обязать владельцев торговых рынков к этой ответственности. Торговые рынки будут лицензироваться, будут конкретно прописаны обязательства владельцев, чтобы они отвечали за все эти вопросы», - пояснил Е. Оспанов.
Основные проблемы – посредники и растаможка
На сегодняшний день в Акмолинской области достигнута договоренность с председателем Госматрезерва при Правительстве Республики Таджикистан о поставках плодоовощной продукции по сезонности. По многим позициям цены предполагают быть на 20-30% ниже текущих.
Однако при этом депутат областного маслихата Умар Шоназаров отметил, что растаможивается ввозимый товар по условным ценам, а не по фактическим. Так, к примеру, если цена товара 0,8$, то растаможка обойдется в 1,2$. И здесь нужно пересмотреть подходы Министерству нацэкономики.
«Почему такие цены? Из Тараза выходит лук по 100 тг, до Кокшетау он доходит по 160 тг. Помимо логистики, здесь еще пять посредников. Но когда из Таджикистана выходит килограмм лука по 20 тг, к нему применяют 50 центов растаможки. Таким образом осуществляется господдержка отечественных сельхозтоваропроизводителей, чтобы они предоставляли свою продукцию людям по заниженным ценам. Но есть посредники, и эту цепочку мы не можем сломать», - поделился с присутствующими У. Шоназаров.
По словам спикера, после того, как в регион пришла первая фура из Таджикистана с 25 позициями ассортимента, предприниматели сразу же столкнулись со стеной непонимания в лице крупных оптовиков.
«Крупные супермаркеты отказались с нами работать после того, как мы им сказали, что лук будет, к примеру, стоить 100 тг, но с их стороны накрутка должна быть не более 10%. Они отказались, потому что на сегодняшний день у них своя схема: они берут из Тараза лук по 100 тг, с логистикой он заходит по 150 тг, а продают они его по 329 тг. Чиновникам необходимо обратить внимание на формирование цен, а не просто заниматься статистикой и констатацией цифр. На сегодняшний день мы готовим предложения Министерству торговли, чтобы супермаркеты работали напрямую с сельхозтоваропроизводителями, что поможет убрать посредников. Никто не хочет вести эту работу. Мы также удивлены, почему не ведется работа с теми сельхозтоваропроизводителями, которым предоставляются субсидии, чтобы они далее предоставляли товары по специальным ценам», - отметил У. Шоназаров.
По словам депутата, теперь они заключили напрямую контракт с Госматрезервом при Правительстве Республики Таджикистан, и в скором времени сразу два совместных торговых центра появятся в Акмолинской области - в Кокшетау и поселке Жибек жолы. Таджикистан без каких-либо накруток будет завозить к нам свою продукцию по некоторым позициям по цене на 40% ниже. И это даже с учетом логистики.
Зачем нужны мониторинговые группы?
Таким резонным вопросом задалась еще одна участница заседания.
«Какова эффективность деятельности мониторинговых групп? Способствуют ли они снижению цен? Или способствуют формированию иронического отношения населения к этим самым группам? Правового механизма, обязывающего даже поставить ценник, нет. Имеют ли право мониторинговые группы проверить, по какой цене продавец закупил товар, отследить цепочку?... Я, конечно, не о том, чтобы все пустить на самотек. Но когда говорят «принять действенные меры», о каких мерах идет речь? Почему мы не пытаемся отыскать эти самые действенные меры?… Нельзя бороться против рынка. Может, если мы так заботимся о социально уязвимых слоях населения, нужно им предусмотреть какие-то дополнительные субсидии? Почему Нур-Султан не стесняется ввести карточки на покупку социально значимых товаров для своего населения? Мы ведь тоже можем инициировать это. У всех негативные воспоминания о карточках, но обстановка в мире и стране диктует свои условия», - подчеркнула Нина Митчинова, добавив, что потенциал мониторинговых групп стоит пустить не на рынки (эффекта все равно нет!), а на анализ эффективности и целевого использования уже выданных кредитов и грантов от «Даму» и «Атамекена».
Инициативу выступающей присутствующие поддержали единогласно. Исполнительный секретарь акмолинского областного филиала партии «AMANAT» Айна Мусралимова также отметила необходимость продумать возможные пути решения проблемы в нашем регионе и внести свои предложения.
И все-таки очень хочется, чтобы местные исполнительные органы не только мониторили обстановку посредством далекой от реальности статистики и отчитывались, сколько и чего сделано, но и принимали какие-то меры по сдерживанию цен на СЗПТ. Иначе создается такое ощущение, что наши чиновники, призванные следить за ценами, вообще не покупают продукты, или, может быть, они не владеют ситуацией, потому что красная икра и омары не входят в список СЗПТ?
Напомним, ранее мониторинговая группа по контролю за ценами на социально значимые товары, созданная при кокшетауском территориальном филиале партии «AMANAT», посетила несколько рынков областного центра – «Орталык базар» и «Жибек Жолы» – и в очередной раз выявила разнобой в ценах на один и тот же товар у стоящих рядом продавцов, а также отсутствие ценников.
Оксана Матасова.