Кривой стадион за 60 млн тенге или казахский баскетбол без кольца! (ВИДЕО)
Что увидел в Акмолинской области исполнительный директор Республиканского общественного объединения «AdildikJoly» Дидар Смагулов? Следы коррупционных преступлений и коррупционные риски.
В прошлом году за 60 млн тенге был отремонтирован центральный стадион города Ақкөл. Футбольное поле уже разорвано, игроки рискуют здесь поломать стопу. Покрытие беговой дорожки идёт внахлест: нет одного уровня, отдельные куски оторваны.
А баскетбольная площадка вообще без кольца!
По документам на поле должно быть 45 мм тартанового покрытия, а по факту же 15-20 мм. Только на этом материале кто-то положил в карман пару миллионов тенге! И самое невероятное: наклон поля (разница высот между двумя точками) составляет более 100 см! Для чистоты эксперимента замеряли нивелиром, однако спортивный функицонер ответил, что это не футбол, тут мяч по полю не катают.
Дидар Смагулов готовит письмо в Антикор, так как деньги оплатили ещё в прошлом году, то есть стадион приняли в таком состоянии. А пока он находился в областном центре, он встретился с общественными деятелями региона, чтобы рассказать о деятельности РОО «AdildikJoly» и призвать работать в этом направлении сообща.
Достучались до Президента
В ходе встречи руководитель «AdildikJoly» Дидар Смагулов рассказал о нашумевшей в Казахстане программе «АртСпорт». Он и его команда весной обзвонили 600 человек, из них почти 20% знать не знали, что их дети, оказывается, по бумагам куда-то прикреплены. Возможно, если проверить всю страну, то эти 20% выявят и настоящие дети будут заниматься спортом. Апрель-май ушли на переписки и доказательства, кто прав, кто не прав, но это так называемые «мертвые души». В итоге две недели назад проблему пришлось вынести на уровень вице-премьера Ералы Тугжанова.
«Программа хорошая, но она должна исключить возможность приписки детей. Бывали случаи, когда администратор выступал родителем для 10 детей, якобы у нее 10 детей и все ходят в ее кружок. Были случаи, когда один тренер «оказывал» услуги в пяти местах одновременно. Были случаи, когда бассейн «был» на первом этаже однокомнатной квартиры. Из Уральска ко мне позвонила мама девочки, у нее инвалидность по зрению, она практически не видит, но согласно «АртСпорту» ее дочь ходит на живопись и скульптуру. Это ужасно, это лицемерие. Мы попросили разработчика сделать сервис, чтобы родители вбивали ИИН ребенка и видели, куда он записан. И люди начали выяснять. Всю информацию передали, затем начались проверки в Шымкенте. Потом через 3-4 дня на заседании Правительства об этом стал говорить Президент РК, что есть хищения. В пятницу вышла новость, что задержан руководитель управления Шымкента, он арестован по фактам хищения средств. Хотя мы об этом били во все колокола с апреля! На нас писали жалобы, лично на меня в Генпрокуратуру жаловались: как я получил эти данные? Почему их проверяю, на каком основании, у нас мораторий. Но наша проверка была законной, это было в рамках общественного мониторинга. Мы взяли расписку о неразглашении персональных данных и проверили их. Сейчас по стране будет большая проверка, большая работа, возможно, часть денег вернем в бюджет. Плюс наша задача – изменить процедуру, сделать ее эффективной, чтобы не было дыр, коррупционных рисков. Может, сделать привязку к ЭЦП, еще какие-то цифровые моменты использовать, чтобы не было таких направлений», – добавил Д. Смагулов.
Чем занята организация сегодня?
Как отметил спикер, мониторинг портала госзакупок и анализ эффективности бюджета – это то, чем они занимаются на постоянной основе, потому что объем государственных закупок в нашей стране составляет порядка 5,5 трлн тенге, это 7% внутреннего валового продукта, огромные деньги. И из 5,5 трлн тенге половина уходит из одного источника. Несмотря на то, что на всех уровнях говорят, что нельзя выделять деньги из одного источника, это коррупция, по итогам полугодия у нас 46% денег все равно уходит из одного источника. Это не остановить, деньги как уходили, так и уходят без конкурсных процедур.
Привели самый свежий пример по Аккольскому району Акмолинской области, откуда поступало большое количество обращений от родителей в отношении школы, которую там отремонтировали, и стадиона. Проблемы эти озвучивал депутат местного маслихата от партии «AMANAT». Как отметил спикер, ситуация здесь не такая плачевная, потому что договор до конца года, но уже сейчас есть определенные нарекания. Раньше там не было крыши, и она протекала. Сейчас крышу сделали, но есть моменты, где что-то не учтено. Директору учебного заведения дали рекомендацию, чтобы она потребовала с подрядчика исправления, поскольку в таком виде крыша долго не простоит.
«Сейчас она стоит отлично, мы поднялись на чердак. Нам повезло, что был дождь, нигде ничего не подтекает, но конструктивные особенности строительства показывают, что, возможно, это будет недолго. И наш долг - подсказать директору, чтобы она в свою очередь требовала с поставщика, так как оплачено было 368 млн тенге. Это большие деньги на капитальный ремонт этой школы», – заметил Д. Смагулов.
Здесь примечателен такой новый вид работы как сопровождение. Буквально неделю назад была коллегия Агентства по противодействию коррупции, где Олжас Бектенов сказал, что раньше было выгодно, когда человека брали за взятку, ведь Антикор так показывал, что есть показатели. Но ведь этот чиновник не построил качественно школу, совершил преступление. И людям от этого лучше не становилось, на их место приходили другие чиновники, также воровали, и у людей не было ни дорог, ни школ. Сейчас Антикор будет нацелен на то, чтобы эти преступления в принципе не совершались, они берут на сопровождение проект и следят за тем, чтобы деньги не воровали.
«Вот сейчас коллеги рассказывают, что в Акмолинской области берут под контроль проект. У него срок - 2023 год, но уже видно, что там «обнал», выводят деньги, соответственно, пытаются воровать. И сейчас, подключаясь к ситуации, возможно, условно говоря, руководителя управления не посадят, но зато деньги не разворуют. И мы с вами получим, например, хороший водопровод, хорошие дороги. Меняется в принципе прицел антикоррупционной политики. Сейчас не будет палочных методов, и тоже важно. Мы пришли как общественность, выявили, привлекли профессионального эксперта. Действительно, если бы я не знал, то не обратил внимания. Это нарушения такие, что вместо болта используют гвоздь, соответственно, конструкция будет не 10 лет, а три года условно на гвозде держаться. Либо там должна быть деревяшка, но ее нет, все прикреплено к бетону. Я тоже этого не знаю, но эксперт-профессионал знает, и нам подсказали. Сейчас мы директору будем говорить исправлять. Это по третьей аккольской школе. Местная власть там открыта, все показали, препятствий никаких не было», – рассказал Д. Смагулов.
Опасный спорт
Есть еще один объект в Акколе – стадион, который в прошлом году был отремонтирован на 60 млн тенге. На эти деньги там поменяли газон, беговую дорожку, сделали баскетбольную и волейбольную площадки. К сожалению, там такая ситуация, что находиться небезопасно, ни в футбол играть, ни в волейбол, ни в баскетбол.
«Поле уже разорвано, можно ногой пнуть, и газон раскрывается. Беговые дорожки не на одном уровне, сначала идет один вид покрытия, потом немножко другого качества, чуть ниже. Но это, как оказалось, не самое страшное. Там есть баскетбольная площадка, на ее обустройство потратили 6 млн 800 тыс. тенге примерно, но она без кольца. Это, конечно, смешно, это мем, можно сфотографировать, это просто щит. Кольцо давно отломалось, никто его не исправляет, все в таком состоянии. Это первое.
Второе. Кольцо не соответствует тем параметрам, каким оно должно быть. Там просто две трубы и площадка, такая перегородка. Почему? Потому что по проекту там должно быть настоящее баскетбольное оборудование, которое заложено, а заложено 450 тыс. тенге, но по факту это две трубы и щит, который стоит 100 тыс. максимум. Но это заложено все по документам, оплачено. Логично, что любое поле должно быть ровное, на одном уровне, на это заложено 5400 квадратных метров бетона, чтобы выровнять, везде сделать одинаковую площадку. Мы принесли специальное оборудование, нивелир, и замерили. Оказалось, что разница между двумя сторонами метр. На что руководитель управления спорта говорит: «Ну это же баскетбол, а не футбол. Мячик же не катается по полю». После этих слов я с ним спорить не стал, но это явно неправильно.
И третье. На этом покрытии можно просто убить себя, потому что вместо 4,5 см тартанового покрытия у нас 1,5-2. В два раза украли тартановое покрытие, его не сделали. Там просто нужна линейка и совесть, даже экспертом быть не нужно. Руководитель отдела строительства голову опустил, ну не досмотрели, а дети в таких условиях убивают свои колени. Это все нарушение технологии строительства, и на это все выделены и потрачены деньги. Подходим ближе, там какой-то сарайчик стоит. Оказывается, это не сарайчик, а раздевалка, которая стоит 2 млн 600 тыс.», –заметил докладчик.
Что еще следует проверять казахстанцам?
По словам исполнительного директора Республиканского общественного объединения «AdildikJoly» Дидара Смагулова, на сферу ЖКХ выделяют огромные деньги. Например, на уборку снега. Однако он часто видит, как пустые фуры ездят по Нур-Султану и наматывают километраж, потому что у них система оплаты по GPS. Сколько он проехал, столько заработал. Соответственно, рисков очень много.
«Бывают случаи, когда мы видим, как поливальная машина набирает воду 8 часов, то есть он включает кран, там маленькая струя, и 8 часов набирается одна емкость. 8 часов – это целый рабочий день. Он спит в машине, пока набирается емкость, а деньги наши с вами бюджетные капают за оказание этих услуг. И таких рисков очень много. Сейчас мы будем вносить рекомендации совместно с Антикором, как эти риски не допустить», –отметил Д. Смагулов.
Сейчас планируется запуск акции «Әділдікті талап ет!» («Требуй справедливость!») в сфере автомобильных дорог. В пятницу было выступление Главы государства, где он отметил, что есть дороги, которые испокон веков в плохом состоянии, и есть дороги, которые принимали буквально недавно, но которые не выдерживают никакой критики. Дороги – это самый главный драйвер развития экономики, всех межкультурных, личностных связей, потому что по дорогам мы ездим. И если они в плохом состоянии, то, соответственно, ничего не развивается. Поэтому как общественное объединение они решили начать именно с дорог. И сейчас призывают общественных активистов принять участие в акции по качеству автодорог. Планируют для начала выявить проблемные участки, посмотреть все дороги, которые находятся на гарантии, публично их вывесить, подключить граждан, волонтеров, чтобы проехать, посмотреть, как должны эти дороги выглядеть. Планируют проводить видеообучение, делать ролики, на что обращать внимание во время контроля дорог. Следующим этапом после сбора информации – привлечение к ответственности, если есть какая-то ответственность лиц, подрядчиков либо заказчиков, и потом изменение ситуации в целом.
«По итогам хотим дать какую-то рекомендацию. Ну почему так происходит в нашей стране, что 30 лет мы строим, строим и никак не построим? Есть одна из версий, что у нас слишком дешевые дороги. Хотя у нас 300-400 млн на один квадратный километр двухполосной дороги. Но если смотреть на Германию, то говорят, что там дороги стоят 1,5-2 млн евро за километр. Хорошо, сделайте у нас такие дорогие дороги. И в этом году сделайте не 1000 км, а 500, которые будут стоять 20 лет. 20 лет они будут стоять, ладно, потерпим, зато через год еще столько же дороги будет, но уже качественно. Также нам интересен опыт Китая. В Китае есть уголовная ответственность за разрушение дороги. Если подрядчик построил дорогу, он в течение 20 лет несет ответственность за то, что там не будет ям. Да, ему дают ежегодно деньги на содержание, но если там появится яма, то не нужно будет доказывать коррупционную составляющую, не надо будет делать замеры, сколько там битума или щебня не доложил. Если там есть яма, у тебя есть срок. Там все работает очень просто, там уголовная ответственность за некачественное строительство дороги, есть такая статья. По итогу, возможно, мы также сделаем такое предложение нашему государству, что пора уже вводить уголовную ответственность, потому что ситуацию ничего не исправит, состояние дорог ужасающее», – подчеркнул спикер.
Айя КАЛЯГИНА
Юлия КИСЕЛЕВА