Продолжая использовать этот сайт, Вы должны согласиться на использование куки

Обвес? Обсчет? Как защитить свои права!

Обвес? Обсчет? Как защитить свои права!

Нарушение прав потребителя – одна из самых распространенных проблем в сфере торговли, с которой сталкиваются граждане при посещении магазинов или супермаркетов. В настоящее время одной из проблем в сфере защиты прав потребителей является низкая потребительская грамотность населения, в том числе недостаточная осведомленность о своих правах и пассивность к защите нарушенных прав. Что же нужно знать и как действовать в ситуациях, когда индивидуальный предприниматель или организация, осуществляющая торговую деятельность, совершает противоправные действия, направленные на обман потребителя?

Например, обсчет – один из самых распространенных способов обмана, когда покупатель уплачивает за товар сумму, превышающую ее стоимость. Чаще всего при покупке товаров мы сталкивается с ситуацией, когда цена на товар, указанная на ценнике, не совпадает с ценой, указанной в кассовом чеке. При этом способе обмана потребителя вводят в заблуждение относительно реальной стоимости приобретаемого товара. Обычно продавцы объясняют данный факт тем, что поставка нового товара была осуществлена по более высокой цене и в связи с загруженностью работников объекта торговли ценники не были вовремя заменены на новые. Однако, такое объяснение ни каким образом не является смягчающим обстоятельством при привлечении продавца к ответственности. При возникновении конфликтных ситуаций, когда цена товара, указанная на ценнике, и конечная цена товара на кассе отличаются, нужно знать, что Закон полностью на стороне потребителя. Статьей 24 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» предусмотрено, что продавец обязан продать, а потребитель вправе купить товар согласно указанной стоимости, оформленной ярлыком цен, выставленным во внутренних и (или) внешних витринах торгового объекта. В данной ситуации разница между ценами на витрине и в кассовом чеке являются не только фактом невыполнения продавцом своих обязанностей и нарушением прав потребителя, но административным правонарушением.

Согласно действующего законодательства обсчет потребителей индивидуальными предпринимателями или организациями, осуществляющими торговую деятельность, является противоправным, виновным действием, образующими состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 190 «Обман потребителей» КРКоАП. В зависимости от размера причиненного ущерба к правонарушителям могут применяться не только основные меры административного взыскания в виде административного штрафа, но и дополнительные меры – лишение лицензии, приостановление или запрещение деятельности.

Магазины и супермаркеты, которые заботятся о своей репутации, при поступлении от покупателей претензий стараются разрешить конфликт на месте.

Однако не все работники сферы торговли ответственно относятся к своим обязанностям, которые установлены Законом, и не всегда в добровольном порядке выполняют законные требования покупателей относительно перерасчета стоимости купленного товара. В таких случаях для того чтобы привлечь продавца к административной ответственности за обман потребителя нужно обращаться в органы внутренних дел (полицию) с письменным заявлением с приложением документальных свидетельств (например, кассового чека и ценника купленного товара), подтверждающих совершение правонарушения.

Следует отметить, что важным инструментом в защите прав потребителей помимо свидетельских показаний и документов, подтверждающих факт приобретение товаров, а также тех или иных противоправных действий является фото- и видеосъемка. Однако в настоящее время участились случаи незаконных запретов на съемку в торговых центрах, рынках, магазинах и т.д. Имеются факты агрессивного поведения работников охраны либо продавцов объектов торговли в отношении потребителей: изъятие средств съёмки, угрозы, оскорбления, попытки удалить видео- и фотоматериалы и т.п. Такие действия являются незаконными и за их совершение предусмотрена ответственность, установленная законами Республики Казахстан. При возникновении конфликтных ситуаций каждый, в отношении которого совершены подобные противоправные действия, имеет право обратиться к сотрудникам правоохранительных органов за защитой своих нарушенных прав и законных интересов.

Согласно статье 20 Конституции Республики Казахстан, каждый имеет право свободно получать и распространять информацию любым, не запрещенным законом способом. В нормативных правовых актах, регулирующих общественные отношения в сфере торговой деятельности, не предусмотрены ограничения на фото- и видеосъемку товаров (работ, услуг). Поскольку объекты торговли по характеру своей деятельности открыты для всех желающих, а товары и ценники к ним выставлены на всеобщее обозрение, потребители вправе не только изучать данную информацию визуально, но и зафиксировать ее удобным способом, передавать и использовать по своему усмотрению. Статьей 24 Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей» установлено, что продавцу запрещается ограничивать права потребителей в отношении применения фото-, видеосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.

За консультацией по вопросам защиты прав потребителей при приобретении товаров (работ, услуг) можно обращаться на телефон «горячей линии» (8-7162) 50-51-22 департамента.

Департамент по защите прав потребителей Акмолинской области

15:29
314
Нет комментариев. Ваш будет первым!