Ангелы в белых халатах: каждый их выезд – чья-то спасенная жизнь…
Звук сирены и проблесковые маячки… На счету каждая секунда, ведь она может стоить кому-то жизни. Максимально у бригады скорой медицинской помощи есть лишь 10 минут, чтобы добраться до тяжелого пациента по первой категории срочности. Накануне Дня медицинского работника редакция 716.kz посетила акмолинскую областную станцию скорой медицинской помощи.
По словам главного врача акмолинской областной станции скорой медицинской помощи Александра Высоцкого, с 1 февраля 2020 года в регионе реализуется проект «Единая дежурно-диспетческая служба», а это означает, что сегодня диспетчерские отделы всех оперативных служб сконцентрированы в одном месте. Это касается и диспетчеров службы 103. Здесь они принимают все вызовы, обрабатывают их, определяют категорию срочности и лишь затем передают в диспетчерский отдел станции скорой медпомощи. После того, как определено, какая именно бригада будет обслуживать вызов, сигнал и вся информация о пациенте поступают на планшет самих фельдшеров.
«Акмолинская областная станция скорой медицинской помощи по городу Кокшетау имеет три места дислокации: основной корпус, центр крови, в котором находятся три бригады, обеспечивающие доезд в мкр-он Васильковский, поселок Станционный, Кокшетау-2, и в Красном Яре. Есть 19 районных подстанций, которые расположены в районных центрах и моногородах – Степногорске и Косшы. Всего круглосуточно по Акмолинской области на линию у нас выходит 68 бригад, которые обслуживают 783 тысячи акмолинцев. Только в Кокшетау на линию ежедневно выходит порядка 18-19 бригад», - поделился главный врач.
Так, в областном центре за сутки медики скорой помощи обслуживают до 300 вызовов, по области – и того более - от 600 до 1000. Только за 12 месяцев 2021 года в регионе было обслужено 313,5 тысяч вызовов.
«Довезите меня до больницы»
К сожалению, около 40-50% всех вызовов – вызовы четвертой категории. Такие пациенты не нуждаются в экстренной помощи и могут обратиться по месту жительства в поликлинику. Вот только то, что в эти же секунды экстренная помощь может быть нужна кому-то другому, люди почему-то понимают не всегда.
«Нас часто вызывают туда, где помощь не нужна. Людям неудобно добираться до больницы, и они считают, что скорая, как такси, должны выполнять перевозку пассажиров. Но остальных 50-60% - это наши пациенты – те случаи, когда речь идет о реальном спасении жизни», - продолжил рассказ А. Высоцкий.
ДТП, несчастные случаи, роды, падение детей с высоты… Кстати, последнее стало встречаться все чаще, и потому медики региона бьют тревогу, призывая родителей быть предельно внимательными по отношению к своим малышам, не позволять им забираться на подоконники, ставить защиту на окна, ведь эти ангелы, к сожалению, не умеют летать…
«Некоторым просто нужно поговорить…»
Отправляемся вместе с бригадой на вызов. На этот раз помощь потребовалась 70-летней жительнице города Кокшетау. Женщина после инсульта, страдает ХОБЛ и практически каждый день при приступах вынуждена обращаться за помощью к медикам.
«В день скорая приезжает по два раза, как только начинается приступ. Спасибо врачам, реагируют всегда очень быстро, никогда не отказывают. Скорая помощь нас в буквальном смысле спасает», - поделилась дочь пенсионерки.
Фельдшер бригады №5 Асель Искакова к подобным вызовам уже привыкла. На счету у девушки не одна спасенная жизнь, каждую из которых она переживает вместе со своим пациентом.
«После вызова постоянно думаешь, как дальше этот пациент, беспокоишься даже дома после работы… Здесь просто нужна привычка, но у меня до сих пор каждый пациент оставляет что-то в душе… Есть и те, к кому приезжаем часто. Некоторые вызывают нас просто поговорить. Им не с кем общаться, и они благодарят за то, что мы приехали. Им от этого, как они уверяют, становится легче», - делится Асель.
В Акмолинской области станция скорой медпомощи на сегодняшний день полностью оснащена современным автопарком. Реанимобили укомплектованы всем необходимым оборудованием для госпитализации и даже реанимационных мер (дефибриллятор, монитор пациента, подача кислорода в случае необходимости и многое другое), уже не говоря о том, что медики могут снять пациенту кардиограмму, измерить давление, пульс, сатурацию, температуру, проверить сахар и т.д.
«Порой пациенты вызывают скорую помощь, считая, что мы сможем им на месте сделать УЗИ, взять анализы, наложить швы, но мы оказываем только экстренную помощь, - продолжает рассказ Асель. – Да, конечно, порой встречаются и агрессивные пациенты. Но в таких случаях мы сразу вызываем 102».
12 часов работы. Столько вмещает одна смена. За это время бригада обслуживает в среднем 6-7 вызовов. Это когда речь идет об обычном рабочем дне. В период пандемии перерывов между вызовами практически не было.
«Что меня мотивирует? Не знаю… Наверное, мне просто нравится моя работа», - с улыбкой отвечает на наш вопрос Асель.
Изначально каждая бригада имеет свой профиль, но в последнее время с этим стало сложно.
«К сожалению, от нас уходят врачи по состоянию здоровья. Бегать по этажам и при этом таскать пациентов не каждый может. Вот представьте. Два часа ночи. Бабушка весом в 150 кг получила инсульт. Соседей нет, родственников тоже, вызвала скорую единственная внучка. Кто понесет пациентку к машине? У нас половина фельдшеров - худенькие девочки. Вот и приходится брать в руки носилки водителям и фельдшерам… А потом у них появляются грыжи, опущение органов и т.д. Сейчас мы подписали договор и ждем прихода 9 фельдшеров из выпускников», - пояснил А. Высоцкий.
«Скорая помощь никогда просто так не включает сирены…»
От оперативности скорой помощи зависит жизнь человека... Помнят ли об этом те водители, которые наотрез отказываются пропускать медтранспорт, спешащий на вызов? Задумываются ли они, что когда-то помощь может не успеть к ним или их близким, пока медики будут стоять в очередной пробке?
Кстати, ДТП происходят не только по вине нерадивых водителей. Порой аварии случаются на трассах, где под колеса скорой помощи попадают выбежавшие на дорогу лошади, оказавшиеся в ночное время без присмотра хозяев. Причиненный ущерб транспорту медики оценивают в огромные суммы, а машины после таких ДТП ждут восстановления по нескольку месяцев.
«К сожалению, каждое ДТП с участием нашего санитарного транспорта выводит его из строя на несколько месяцев, что усложняет оказание помощи населению. Водители часто не пропускают скорую помощь, хотя видят, что она едет на красный свет с сиреной и мигалками. К сожалению, мы проигрываем суды, когда такое случается при проезде на красный сигнал светофора. Обращаясь к населению, хочу сказать, что скорая никогда просто так не поедет на красный свет, никогда просто так не включит сирены. Каждый наш выезд – чья-то жизнь. И порой она зависит от оперативности и скорости обслуживания», - отметил А. Высоцкий.
Оксана Матасова,
видео Рамиля Дусумова.