Порой успешные цифры закрывают истинное положение дел – Галым Бекмагамбетов
В Акмолинской области нет особенных детей, не охваченных обучением. Так уверяют представители управления образования региона. Однако проблема доступности посещения специальных групп на базе школ и обучения на дому на сегодняшний день для этих малышей все еще стоит остро. По словам председателя попечительского совета при отделе образования города Кокшетау Игоря Плюснина, все областные показатели в этом вопросе достигаются за счет уравниловки. На самом деле в некоторых районах Акмолинской области нет ни преподавателей, прошедших курсы по инклюзии, ни подготовленной базы для занятий таких учеников, передает 716.kz.
Заседание региональных общественных советов по вопросам семьи и социальной защите населения, образованию и здравоохранению при Акмолинском региональном филиале партии «AMANAT», прошедшее на базе ОШ №4 города Кокшетау, вскрыло целый ряд проблем инклюзии, все еще стоящих перед детьми с особыми образовательными потребностями.
Так, одним из главных вопросов этой сферы остается недостаток квалифицированных кадров, ведь на базе областного центра подобная подготовка не осуществляется. Исполнительный секретарь акмолинского областного филиала партии «AMANAT» Галым Бекмагамбетов обратился с предложением к ректору КУ им. Ш. Уалиханова Марату Сырлыбаеву подумать об открытии специальности на базе университета, на что последний отметил, что в планах есть работа в этом направлении.
«Порой успешные цифры закрывают истинное положение. И когда задаешься вопросом «Кто обучает детей, находящихся на домашнем обучении, в селе?», сразу задумываешься, насколько это качественное обучение?» - отметил Г. Бекмагамбетов.
По словам руководителя отдела дошкольного и школьного образования управления образования Акмолинской области Асемгуль Сулейменовой, в регионе на сегодняшний день проживает 10601 ребенок с особыми образовательными потребностями. Из них обучаются и воспитываются в детских дошкольных учреждениях 3266 детей, получают коррекционную поддержку в специальных организациях образования - 1029 детей, 850 детей обучаются в специальных школах-интернатах, 4649 детей - в общеобразовательных школах, 459 - обучаются на дому, 95 детей обучаются в организациях ТИППО, не подлежат воспитанию и обучению по состоянию здоровья 176 детей, не организованы 77 детей.
Сеть специальных организаций образования представлена четырьмя психолого-медико-педагогические консультации (ПМПК), 19 кабинетами психолого-медико-педагогической коррекции, пятью специальными школами-интернатами для детей с особыми образовательными потребностями, а также открыты 15 кабинетов поддержки инклюзии.
«В 2021 году за счет средств областного бюджета начато строительство пристройки к специальной школе-интернату №4 города Кокшетау. Сметная стоимость строительства 783 млн тенге. Ввод объекта запланирован на 2022 год. Также в 2022 году планируется строительство пристройки к специальной школе-интернату №1 города Кокшетау. Имеется разработанная проектно-сметная документация с положительным заключением государственной экспертизы», - поделилась спикер.
Так, в области открыто 15 ресурсных кабинетов поддержки инклюзивного образования, до 2025 года планируется открытие еще 103-х. Только в 2022 году ожидается открытие шести кабинетов поддержки инклюзивного образования в Аршалынском, Биржан Сал, Егиндыкольском, Жаксынском, Жаркаинском, Коргалжынском районах.
На вопрос «Какой процент детей с особыми образовательными потребностями охвачен образованием?» А. Сулейменова отметила, что неохваченных образованием детей у нас нет. Особенные дети из сельской местности могут получить обучение на базе пяти областных специальных школ-интернатов.
Как выяснилось, на сегодняшний день в регионе 493 ребенка с особыми образовательными потребностями стоят на очереди в дошкольные организации. Поэтому планируется строительство детского сада для детей с нарушением речи на 280 мест в мкр-не Сарыарка города Кокшетау и детского сада для маломобильных групп населения на 166 мест в мкр-не Коктем города Кокшетау (ввод в эксплуатацию обоих объектов запланирован на 2023 год).
Присутствующий на заседании отец особенного ребенка посетовал на то, что дети, посещающие коррекционные кабинеты и находящиеся на домашнем обучении, получают специализированное образование лишь два раза в неделю по часу-полтора. Это не дает никакого сдвига в развитии. Мужчина поинтересовался, когда кабинеты инклюзии появятся во всех школах региона?
«Не секрет, что порой детей переводят на домашнее обучение, а потом - с глаз долой – из сердца вон. Я все понимаю, но мы хотим лучшего для своих детей», - отметил он.
«Это проблема не одного дня. На один кабинет поддержки инклюзии затрачивается 12 млн тенге. Это и оборудование, и подготовка кадров. Я думаю, что этот вопрос нужно решать если не за счет областного бюджета, то за счет меценатов», - ответила А. Сулейменова.
«Наши специалисты во всем привыкли следовать методике: если по ней положено два часа, так и делают, не задумываясь, насколько это правильно. Но мы всегда приспосабливаемся к обстоятельствам. Посмотрите, возможно, нужно совершенствоваться и здесь. Мы как депутатская фракция постараемся рассмотреть в течение года этот вопрос», - отметил Г. Бекмагамбетов.
Собравшихся также волновало, какое количество особенных детей сейчас находится на домашнем обучении и есть ли статистика, сколько из них после этого возвращаются в общеобразовательную среду, а сколько признаются необучаемыми.
По словам А. Сулейменовой, на сегодня в регионе 469 детей находятся на домашнем обучении. Ежегодно дети проходят ПМПК, которая отслеживает, есть ли улучшение и, в соответствии с этим, рекомендует подходящую образовательную программу.
«Мы возвращаем в школу детей, которые могут адекватно обучаться в рамках образовательного учреждения. Есть реальные факты. Если брать статистически, то 8 % детей возвращаются с домашнего обучения в школу», - проинформировала руководитель областной психолого-медико-педагогической консультации Толкын Алхатова.
Как уточнила руководитель, в рамках обучения на дому ребенку отводится восемь часов. Учитывая желание и состояние здоровья ребенка, он может посещать один-два урока общеобразовательной школы. Запрета на это нет.
«Это констатация фактов, но у нас есть программа инклюзивного сопровождения учебно-воспитательного процесса, которая ставит задачи адаптировать общеобразовательные школы под этих детей. Вопрос двоякий: если школа не адаптирована и родитель знает, что там нет условий для обучения его ребенка, то родитель явно туда его не поведет при всей вашей рекомендации. Проблему надо изучать глубже», - отметил Г. Бекмагамбетов.
«Все факты, что были озвучены, – усредненные показатели. Некоторые достигнуты за счет показателей, перебитых другими учреждениями – районов и городов. С февраля я участвую в общественном мониторинге национальных приоритетов. Проехали мы уже более 50 школ области. Получается такая ситуация, что в некоторых районах нашей области в школах нет преподавателей, которые прошли бы курсы по инклюзии. Эти показатели перебиваются за счет областного центра и других районов. Но мы не должны достигать их за счет уравниловки, мы должны иметь подход к каждому ребенку. В некоторых школах говорят, что у них нет такого контингента детей, но мы не должны ждать, когда он неожиданно появится! Мы должны быть готовы!» - поделился присутствующий на встрече И. Плюснин.
По итогам заседания все озвученные проблемы были взяты представителями партии «на карандаш».
Оксана Матасова.