Нехватка водителей и субсидирование – акмолинские перевозчики обозначили наболевшие вопросы
На сегодняшний день перевозчики Акмолинской области бьют тревогу, высказывая опасения о том, что через несколько лет останутся без водителей. Проблемы автобусников на встрече с уполномоченным по защите прав предпринимателей Казахстана Рустамом Журсуновым озвучила президент ТОО «Кокшетауский автобусный парк» Асия Шаримова, передает 716.kz.
Первая из них – это нехватка кадров, в основе которой лежит подготовка водителей категории Д.
«Наше предприятие в 2019 году по уникальной программе ГЧП произвело обновление подвижного состава. На сегодня наш автопарк обновлен на 100% – приобретено 74 автобуса. Все это для удобства горожан и повышения культуры обслуживания. Проект реализовался при поддержке областного акимата. Автобусы взяли. Но на сегодняшний день 15 из них уже простаивают, потому что нет водителей», - посетовала А. Шаримова.
А все из-за того, что сегодня для получения категории Д водителю придется ждать и обучаться в общей сложности 10 лет. Раньше 18-летний парень мог отучиться, получить права с отметкой, что он может сесть за руль грузового автомобиля с 21 года. Потом он мог сразу пойти на категорию Д и в 22 года уже сесть за руль автобуса. Теперь существуют подкатегории. В 18 лет парень учится, в 21 год идет работать и должен отработать три года на грузовой машине. Ему уже 24 года, и теперь он должен получить подкатегорию Д1 (микроавтобусы до 16 мест). Но по этой категории, по словам А. Шаримовой, стаж работы получить просто нереально, потому что на сегодня владельцы этой категории сами за рулем своих микроавтобусов. Но, допустим, парень откатал три года и по этой категории. Ему уже 27 лет. Теперь он может учиться на категорию Д! Итого к работе он приступит через 10 лет после окончания школы – в 28!
«Куда мы только не обращались. На сегодня получается, что через семь лет у нас на предприятии останется 25 человек, потому что у нас все водители предпенсионного и пенсионного возраста. Мы просили сократить стаж работы между категориями, но МВД не идет на это», - добавила А. Шаримова.
Второй вопрос обратившейся касался налогового кодекса. Здесь она предложила продлить срок освобождения от уплаты налогов перевозчиков, обслуживающих социально-значимые маршруты
Завершающим вопросом стало субсидирование перевозчиков региона.
«Нам не дают повышать тариф (80 тг). Теперь, когда в учете полная прозрачность, тариф выходит у нас по городу 180-220 тг. Это абсурд. За 1 квартал из общих расчетных сумм, которые мы подали, получили лишь 48% субсидирования. Мы на грани. Рентабельности нет», - объяснила А. Шаримова.
Рустам Журсунов отметил, что все озвученные проблемы носят общереспубликанский характер.
«Их поднимают очень многие регионы, и Акмолинская область, к сожалению, не исключение, здесь тоже перевозчики испытывают серьезный дефицит средств по субсидированию. Мы будем встречаться с акимом области, и я уверен, что глава региона держит эту системную проблему на контроле», - подытожил бизнес-омбудсмен.
По его поручению планируется подготовить полный анализ издержек субъектов транспортной отрасли для последующего вынесения его на уровень Правительства.