Продолжая использовать этот сайт, Вы должны согласиться на использование куки

«КСК пустили на самотек, они творили, что хотели» – внештатный советник акима А. Аринова

«КСК пустили на самотек, они творили, что хотели» – внештатный советник акима А. Аринова

На сегодняшний день большая часть домов по городу Кокшетау уже перешла на новую форму управления, тремстам этот процесс еще предстоит пройти. О том, какая участь ожидает многоэтажки, не перешедшие на новую форму управления, почему невозможно содержать дом на минимальный тариф и прочих прелестях жилищной реформы, рассказала внештатный советник акима г. Кокшетау Айгуль Аринова, передает 716.kz.

– Айгуль Муталлеповна, расскажите, как у нас обстоят дела в городе с переходом на новую форму управления?

– Если не учитывать КСК, то получается 100% домов перешли на новую форму управления, но работают ли они по этой форме – большой вопрос. Почему так получается, потому что многие привыкли работать по старинке. Если дом обслуживает какая-то ИПэшка, то они продолжают с ней сотрудничать. А по факту получается, что управлять домом продолжают те же самые ИП и ТОО. Когда домом управляет КСК, жильцы, как правило, ущемлены в своих правах, потому что за них продолжают принимать решение. И люди годами сидят в КСК, платят деньги, при этом недоумевают, а почему они ничего не делают? Задача КСК простая – заработать деньги, тариф небольшой, но на него для дома невозможно ничего сделать. К тому же с этих денег КСК 30%, согласно закону, сразу забирает себе. То есть кооперативы могут поддерживать дом в более-менее сносном состоянии, но в глобальном смысле ничего не сделают. Потому что на минимальный тариф, который они устанавливают, это невозможно. Многие думают, что если не будет КСК, то дома впадут в коллапс. Нет, такого не будет. Это просто заставит людей встать с дивана, спуститься в подвал и посмотреть, что там. В конце концов, вы же не в общаге живете, почему вы так к своему дому относитесь?

Возьмем средний тариф по городу – порядка 30 тенге – и умножим на площадь квартиры. На такие деньги дом содержать в приличном состоянии не получится. Но люди почему-то продолжают думать, что этих денег КСК хватит, чтобы содержать дома, крыши и подвалы. Иной раз заходишь, а там воды по пояс и чопик на чопике. А когда и это уже не помогает, кооперативы бросают дома. В этом году КСК «Виктория» столько домов бросил по городу. Новый закон, конечно, спорный, вносится много поправок. Взять даже ту же форму ПТ (простое товарищество). Вроде хорошая вещь, но проблема в том, что для нее нужно собрать 100% подписей и открыть счет. Если бы уравняли ПТ с ОСИ в праве принятия решений, например, 50% голосов, то было бы идеально.

– Существовала такая проблема, что дома, которые организовали ПТ, не могли открыть накопительный счет в банке. Сложность была в том, что им не присваивают БИН. Решилась ли как-то сейчас эта проблема?

– Эта проблема существует до сих пор. Администрация Президента дала поручение, чтобы простые товарищества могли открывать счет в банке. Потому что пока их люди открывают на свои личные счета. Вообще банковский счет должен открываться в соответствии с Законом «О жилищных отношениях», потому что деньги общие неприкосновенны. Но по факту счет открывают на человека как на физлицо, а он, к примеру, взял и умер, а деньги лежат на его счете. Эти деньги сначала заходят в наследственную массу, и пока через полгода все наследники не разберутся, эти деньги остаются замороженными, а ведь это деньги дома. По сути в Закон «Об идентификационных номерах» нужно внести бизнес-идентификационный номер простого товарищества, и тогда будет я как доверенное лицо открываю счет под этим БИНом. Впоследствии какое бы доверенное лицо ни избиралось, счет останется под этим БИНом. Таким образом, эти деньги будут защищены от притязаний третьих лиц, наследников и прочих. С 31 марта идет обсуждение об изменениях в Закон «О жилищных отношениях», что примется, неизвестно.

– А какое решение может быть принято?

– Счета будут открываться, но там была такая спорная вещь, что простые товарищества могут быть организованы в домах до 30 квартир, все остальные обязаны будут перерегистрироваться в ОСИ. Хорошо, закон обратной силы не имеет, но у нас в большинстве простые товарищества, потому что люди не хотят заморачиваться с документами, юстицией и прочим.

Если не ошибаюсь, то КСК в городе работают по принципу, что на все дома у них один счет. Насколько это правильно?

– На самом деле, подобное, наверное, только в Кокшетау. Решение о разделении каждого дома было принято очень давно, даже точно не скажу, в каком году. КСК должны были на каждый дом вести отдельный счет. Вообще на дом должно быть два счета, в том числе накопительный. Так положено по закону, но его никто не исполнял. Пока нет ответственности за то, что вы не открыли счет, но она есть у председателя ОСИ. Ну и нужно иметь в виду, что это амортизационные отчисления дома. Житель живет себе, и пока все хорошо, он не платит, а завтра он уедет и образуется финансовая дыра. Поэтому я все же рекомендую открывать счета.

Вообще я не думала, что для города переход на новую форму окажется проблемой. Ведь КСК были пущены на самотек, они творили, что хотели. Даже не представляю, почему нельзя было открыть отдельный счет на дом.

– Сколько домов по городу еще не перешли на новую форму?

– Порядка 230 домов, которые находились на балансе КСК, и где-то около 70 бесхозных. На домах до 1 мая кооперативы должны разместить объявления о своей ликвидации. Времени осталось всего ничего. При этом они могут уйти в сервис и на этом зарабатывать, то есть открыть ИП, ТОО и оказывать в дальнейшем услуги. Отличие КСК от сервисной или управляющей компании – акт выполненных работ ежемесячно. Например, прихожу к председателю ОСИ и говорю: «Я за этот месяц 25 раз заглянул в колодец и вычистил его», дальше выставляется акт выполненных работ, и если они сделаны качественно, то работа оплачивается. Во всех домах, где созданы органы самоуправления, порядка 98% идет оплата, в то время как КСК собирали 20-30%.

– Какая участь ожидает дома, которые не выберут ни одну из форм управления?

– У таких домов будет печальное будущее, потому что летом начнется подготовка к отопительному сезону, и они ее не пройдут. У нас очень много домов, где нет допуска к отоплению. Мы их сразу предупреждаем: «Этой зимой вы не получите тепло, если не сделаете работы». Кроме того, есть правила коммунальных услуг. Водный кодекс предусматривает, что если в подвале дома стоит вода, то мы ограничиваем подачу. Почему мы всем городом должны платить нерадивым жителям за то, что у них по пояс воды в подвале? У нас нет общедомового счетчика на каждом доме. И мы свои деньги тратим на то, чтобы отапливать подвалы таких горожан. А почему мы должны платить за то, что они не хотят встать и залатать эти трубы? Срок службы канализации – 30 лет. Можно один раз вложиться в это дело и 30 лет жить спокойно, чем каждый год менять по полметра, а потом писать во всех пабликах, что нас топит. Мы будем ездить по таким домам и говорить, что ограничим подачу, то есть будут получать дозированно утром, в обед и вечером. Ну почему мы должны питьевую воду, которая становится на вес золота, выпускать в подвалы, где из-за сырости плодятся мокрицы и прочие прелести? За все, что накапливается в подвалах и льется туда нерадивыми собственниками, КСК, ТОО, ИП, платим мы с вами. Знаете, у нас возникает такой дисбаланс: люди научились требовать, выучили свои права, но про свои обязанности напрочь забыли. Обязанность содержать дом в надлежащем состоянии лежит на собственниках, но никак не на акимате или КСК.

– Проводятся ли в городе какие-то стимулирующие мероприятия по части перехода на новые формы управления?

– Да, были такие. Например, в домах, где ставили тепловые счетчики, платили 50% от тарифа на тепло. Но эта акция уже прошла, с этого года ее не будет. Есть также акция непосредственно по органам управления. В тех домах, где активно работают в данном направлении, в первую очередь будут проводиться летние устройства. Об этом неоднократно говорил градоначальник. В свое время много шума наделала фраза: «Дворы, которые не создадут новые формы собственности, мы не будем ремонтировать». И в такие дворы тоже придет благоустройство, но потом.

Вообще если говорить о коммунальном рынке, то это очень благодатная сфера. Например, в Москве за него идет бешеная драка, потому что это деньги. Коммунальный рынок достаточно энергоемкий, денежный, это хорошее средство заработка, даже больше – это профессия будущего. Если не ошибаюсь, самая большая зарплата для председателя ОСИ в городе – 150 тыс. А у нас председатели КСК говорят, что они 75 тыс. получают. Не верю. За 75 тыс. выгребать на протяжении многих лет отходы 30 домов – однозначно лукавство. 

 Юлия Киселева 

12:12
728
Нет комментариев. Ваш будет первым!