Трансплантация: шанс на вторую жизнь
Задумывались ли Вы когда-нибудь о том, что каждый из нас даже после смерти может спасти чью-либо жизнь? На сегодняшний день по итогам 2021 года из 230 акмолинцев, ожидающих пересадки органов, 69 так и не дождались своего донора… О том, как живут пациенты, нуждающиеся в трансплантации, и почему приходится так долго ждать необходимый орган – в материале корреспондентов 716.kz.
Жизнь пациентов диализного центра не назовешь легкой. 12 часов в неделю, а это три дня по четыре часа, каждый из них должен провести на аппарате гемодиализа. Иначе организм просто не выдержит.
«Процедура гемодиализа представляет собой очищение крови от азотистых шлаков. То есть функцию почек, которая утеряна у этих пациентов, выполняет аппарат искусственной почки. Эта процедура проводится пациентам с хронической почечной недостаточностью. Она пожизненная», - поделилась заведующая отделением нефрологии многопрофильной областной больницы (МОБ), главный внештатный нефролог управления здравоохранения Акмолинской области Сауле Ильясова.
На сегодняшний день в регионе гемодиализ получают порядка 220 пациентов. Гемодиализные центры функционируют при МОБ, железнодорожной больнице города Кокшетау, а также в Щучинске, Степногорске, Акколе и Атбасаре.
«Все эти люди - потенциальные реципиенты к получению донорской почки. Есть среди них и те, кому противопоказана пересадка, но по большей части все они состоят в листе ожидания», - пояснила С. Ильясова.
«Частичка ее живет во мне»
Донорская почка, пересаженная Галине (имя изменено), разделила ее жизнь на «до» и «после». Сегодня женщина со слезами на глазах вспоминает те ужасы, которые ей пришлось пережить за долгие семь лет пребывания в листе ожидания своего донора.
«А все началось с того, что у меня стало повышаться давление, прошла медосмотр, который показал поликистоз почек. Стала ходить на диализ. Это три дня в неделю по 3-4 часа. Очень тяжело. После него нужно еще было отходить от процедуры около суток. Для организма был большой стресс: поднималось давление, процедура сказывалась на психике. Жизнь изменилась кардинально: ведь внутренне ты понимаешь, что привязан к гемодиализу и даже выехать никуда не можешь», - поделилась пациентка.
Семь лет ожидания. Порой, по признанию женщины, она переставала верить в то, что когда-то раздастся звонок и ей скажут, что для нее есть донорский орган. Но все же такой звонок раздался. Однажды, в три часа ночи.
«Конечно, у меня была паника. Нужно было быстро собраться, за пять часов – доехать до Нур-Султана. Потом нужно было срочно сдать анализы – это еще пара часов», - с волнением вспоминает Галина.
Претендентов на одну почку оказалось трое. Среди них был и молодой парень, и Галина мысленно практически сразу решила, что предпочтение отдадут ему. Однако по медицинским показаниям и анализам почку пересадили все же акмолинке.
«Кто стал моим донором, мне не говорили. Сказали только, что это женщина и что она умерла от инсульта. Родственники дали согласие на пересадку всех ее органов. Что бы сказала ей, если бы имела такую возможность? СПАСИБО! Сегодня частичка ее живет во мне. И если бы люди делились своими органами, то человек продолжал бы жить даже после смерти в другом человеке. С чем пришел, с тем и ушел - так говорят многие. Но я хочу обратиться к людям – не бойтесь жертвовать свои органы, ведь так даже после смерти вы можете спасти жизнь другому человеку», - добавила пациентка.
Сегодня Галина чувствует себя хорошо и говорит о появившемся ощущении свободы, ведь теперь она не привязана к гемодиализу. Единственное, что должны делать все получившие донорский орган – пить пожизненно иммуносупрессоры, подавляющие иммунитет человека. Ведь каким бы ни был пересаженный орган – он инороден для тела пациента, и организм может его отторгнуть.
«Пусть его сердце бьется и дальше!»
Однажды в МОБ поступил мужчина средних лет, не являющийся жителем Акмолинской области. Как оказалось, он приехал сюда на соревнования. Здесь, к несчастью, у него случился инсульт, и мужчина попал в крайне тяжелом состоянии в отделение реанимации. Ему была констатирована смерть мозга. Таких пациентов рассматривают как потенциальных доноров, и здесь все зависит от согласия родственников. Единственным его родственником оказалась 80-летняя мама. Когда женщине сообщили о случившемся по телефону, она сказала очень мудрые слова: «Мой сын не имеет собственных детей, но всю свою жизнь посвятил другим. Пусть же его сердце и дальше живет и помогает людям!» Пенсионерка подписала все необходимые документы, и таким образом, умирая, мужчина спас жизни четырем пациентам, отдав им свои сердце, почки и печень.
«На сегодняшний день по республике от 3,5 до 5 тысяч человек нуждаются в донорстве. В Акмолинской области, по итогам 2021 года, 230 человек состояли в листе ожидания, из них, к сожалению, 69 умерли, а это практически 30%. Только 11-и из них сделали пересадку органов», - отметил заместитель директора МОБ Дмитрий Чайков.
Акмолинцы довольно часто становятся донорами, когда речь идет о родственном донорстве. Сейчас на учете состоят 33 пациента с пересаженной почкой, в 80% случаев донорами стали родственники.
Но основной проблемой остается отсутствие трупного донорства. За всю практику в регионе было лишь семь случаев подобного донорства, два забора органов из которых пришлись на МОБ, один - на Степногорск и четыре - на МОБ№2.
«По большей части отказываются сами родственники. Согласно приказу МЗ РК от 21 декабря 2020 года №360, человек прижизненно может изъявить волю и письменно дать согласие на посмертное донорство своих органов. Но люди мало знают об этом, поэтому и желающих – единицы», - пояснил Д. Чайков.
Как правило, после смерти стать донором, по словам регионального координатора по трансплантологии по Акмолинской области Ляззат Ашимовой, может пациент, которому комиссионно выставлен диагноз – смерть мозга. Как правило, у этого человека случился инсульт, инфаркт, или получена политравма в результате ДТП. В комиссию входят невропатолог, нейрохируг и анестезиолог. Если человек подходит для донорства, об этом сообщают родственникам. Выписку из истории болезни отправляют в республиканский центр трансплантации, где проверяется, есть ли волеизъявление самого человека стать донором.
«Дело в том, что после смерти есть понятие «презумпция согласия». Если человек еще при жизни не сказал, что будет донором, можно по умолчанию изъять органы с разрешения родственников. Но это очень щепетильный вопрос, и, как правило – на этот шаг не идут без согласия близких», - добавила С. Ильясова.
Напоследок хотелось напомнить нашумевшую в свое время историю о девочке из Кокшетау, которой пересадили сердце мальчика-индуса, погибшего в автокатастрофе. Родственники парнишки, встретившись с семьей девочки, приняли ее как родную. Они счастливы, что хотя бы так смогли продлить жизнь своему ребенку и всякий раз при встрече слушают, как стучит его сердце в груди другого человека…
Конечно, нужно быть очень сильным, мудрым и мужественным, преодолеть страх и религиозные предубеждения, чтобы принять решение отдать кому-то орган своего близкого. Но что если на чаше весов находится чья-то жизнь, которую после смерти может спасти ваш родной человек или Вы сами? Это ведь равносильно шансу на вторую жизнь…
Оксана Матасова,
Видео Рамиль Дусумов.