Продолжая использовать этот сайт, Вы должны согласиться на использование куки

Как суд восстановил права проживающего в Германии гражданина Казахстана, нарушенные ЦОНом

Как суд восстановил права проживающего в Германии гражданина Казахстана, нарушенные ЦОНом

Постоянно проживающий в Германии гражданин Казахстана обратился в суд с административным иском. Ответчик — НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан».

Цель обращения — обязать организацию принять его документы для назначения специального государственного пособия как ветерану боевых действий на территории других государств.

В исковом заявлении указывает, что по его мнению, ответчик необоснованно отказал в приеме поданных документов, ссылаясь на то, что среди них нет удостоверения личности гражданина Республики Казахстан. Наличие паспорта гражданина Республики Казахстан сочли недостаточным.

Решением специализированного межрайонного административного суда Акмолинской области в удовлетворении иска отказано. Суд счел, что ответчик не вправе принимать документы, поскольку в прилагаемом к заявлению перечне документов, необходимых для предоставления государственной услуги, паспорт гражданина РК не предусмотрен.

Истец обжаловал решение суда в апелляционном порядке и просил его отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска.

Коллегия пришла к следующим выводам.

В суде первой и апелляционной инстанций стороны спора подтвердили, что истец является гражданином РК, имеет паспорт, выданный 18 августа 2016 года.

Согласно ответу Отдела обороны Акмолинской области, в период с 1994 года по 1995 года проходил службу по охране границ СНГ на таджикско-афганском участке в зоне чрезвычайного положения.

В настоящее время истец постоянно проживает в Республике Германия, что подтверждается видом на жительства, предоставленным ему указанным государством.

При обращении истца в ответчику получил отказ в приеме документов из-за отсутствия удостоверения личности, ответчик сослался на пункт 8Стандарта государственной услуги «Назначение специального государственного пособия».

В силу статьи 14 Конституции Республики Казахстан все равны перед законом и судом. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, рассы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений, места жительства или по любым иным обстоятельствам.

Подпункт 1-1 пункта 1 статьи 4 Закона РК «О специальном государственном пособии в Республике Казахстан» определяет, что к гражданам, имеющим право на получение пособия, исходя из перечня льгот, определенных законодательными актами Республики Казахстан, относятся ветераны боевых действий на территории других государаств.

Статья 5 данного Закона устанавливает, что заявление о назначении пособия предоставляется в Госкорпорацию с приложением документов, перечень которых определяется центральным исполнительным органом.

В пункте 5 Правил назначения и выплаты специального государственного пособия установлено, что для назначения пособия заявитель обращается в уполномоченный орган по назначению пособий через Государственную корпорацию с заявлением, приложив документы,перечень которых, установлен приложением. Как следует из формы 1 приложения 1 Правил, гражданин в заявлении на назначение специального пособия в обязательном порядке указывает свое удостоверение личности (паспорт).

Однако согласно пункту 8 приложения 1-1 настоящих Правил к заявлению вышеуказанной формы заявитель прилагает документ, удостоверяющий личность услугополучателя (удостоверение личности, удостоверение лица без гражданства, вид на жительство иностранца, либо электронный документ из сервиса цифровых документов (для идентификации личности).

Как видим,разработанная форма заявления не согласуется с установленным перечнем прилагаемых к заявлению документов: в форме заявления предусмотрено указание, как удостоверения личности, так и паспорта, а в перечне документов, прилагаемых к заявлению, паспорт не предусмотрен.

Несогласованность приведенных норм законодательства коллегия истолковала в пользу истца, и данный вывод основан на положениях статьи 12 АППК, устанавливающей принцип приоритета права, в силу которого все сомнения, противоречия и неясности законодательства Республики Казахстан об административных процедурах толкуются в пользу участника административной процедуры.

Однако данным обстоятельствам суд первой инстанции надлежащей правовой оценки не дал. Более того, коллегия не оставила без внимания, что ответчик, отказав истцу в приеме документов, также указал на необходимость идентификации личности услугополучателя.

При этом подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 6 Закона Республики Казахстан «О документах, удостоверяющих личность» устанавливают, что документами, удостоверяющими личность, являются:1) паспорт гражданина Республики Казахстан;2) удостоверение личности гражданина Республики Казахстан.

Из приведенных норм законодательства следует, что документ, удостоверяющий личность, должен содержать информацию о персональных данных физического лица, позволять установить личность и правовой статус его владельца в целях идентификации личности. Удостоверение личности гражданина и паспорт гражданина РК как раз и являются документами, удостоверяющими его личность и подтверждающими гражданство РК на территории Республики Казахстан, паспорт - и за ее пределами.

Истцом при обращении с заявлением о назначении специального государственного пособия был представлен паспорт гражданина Республики Казахстан, в связи с чем, ссылка ответчика, на невозможность произвести идентификацию личности истца, коллегия считает несостоятельной.

Доводы ответчика, основанные на правовой позиции, в силу которой истец утратил право на назначение данного пособия, так как проживает на территории другого государства, коллегия сочла преждевременными.Заявление истца было возвращено ответчиком на стадии приема документов, уполномоченным органом – территориальным подразделением Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства здравоохранения и социального развития Республики Казахстан не рассматривалось.

В связи с чем, коллегия решение специализированного межрайонного административного суда Акмолинской области отменила, вынесла новое решение, которым иск гражданина к НАО «Государственная корпорация «Правительство для граждан» о совершении действия – удовлетворила.

Обязав НАО «Правительство для граждан» совершить действия по приему документов для назначения специального государственного пособия».

Найля НУРАЛЫЕВА,

председатель судебной коллегии 

по административным делам Акмолинского областного суда.  

19:53
546
Нет комментариев. Ваш будет первым!