«Об ответственном обращении с животными»: Закон есть, а механизма его реализации - нет
Все мы уже знаем, что со 2 марта в Казахстане в силу вступает Закон «Об ответственном обращении с животными». Согласно нововведениям, будет прекращена практика отстрела и отлова бродячих животных, а регулировать их численность теперь будут путем стерилизации за счет средств госбюджета. Но как будет работать теория на практике? Ведь для того, чтобы произвести стерилизацию, необходимы как минимум помещения и ветеринары. А где взять первый пункт в этом списке, если на сегодняшний день акмолинские чиновники не могут найти помещения даже под приют для бездомных животных? Причем помещение будет необходимо не только для проведения операции, но и для пребывания животного в постоперационный период (не выбросить ведь его на улицу с незажившими ранами).
Чтобы выяснить механизм работы нового закона, редакция 716.kz связалась с представителями ветеринарии областного и городского уровней. К сожалению, ни первые, ни вторые не смогли объяснить, как будет осуществляться реализация запланированного Министерством экологии закона. О новшестве, конечно, слышали, но алгоритма действий пока нет. Как нет в Акмолинской области и питомника, на базе которого все это можно было бы осуществить.
Получается весьма интересный парадокс: закон есть, но механизма его реализации нет. Несмотря на то, что до начала срока вступления в силу этого самого закона осталась неделя.
«Конечно, для реализации закона в любом случае нужен питомник, где этих животных будут содержать и кормить. Кто-то это должен финансировать. Мне кажется, что такие большие деньги на это все выделять никто не будет. Но это мое личное мнение», - поделился с нами руководитель клиники «Ветмир» Сандыктауского района Усман Асхабов.
Любовь к животным привела парня когда-то в профессию ветеринара. В семье, где он воспитывался, всегда было много кошек. Даже сейчас их у него восемь. Тех, кому может помочь, встречая на улице, забирает к себе домой.
Усман вместе с другом выиграли грант в рамках госпрограммы «Дорожная карта бизнеса- 2025» и открыли на эти деньги ветклинику в селе Балкашино Сандыктауского района.
«По образованию ветеринар, работал в этой сфере в госструктуре, в основном приходилось проверять скот, хотя часто обращались люди с кошкам и собакам… Выезжал по обращениям. А когда появилась возможность подать на грант, мы ей воспользовались», - отметил Усман.
Ребятам посчастливилось выиграть грант в размере 4 млн тенге. На эти деньги купили УЗИ-аппарат для КРС, операционные столы, инструменты, стерилизатор и начали свою работу. Кстати, чаще всего к ним за консультациями обращаются, как ни странно, жители Кокшетау.
«У нас в селе очень много бездомных животных. Ситуация просто ужасная. И проблема эта никак не решается из года в год. Зооволонтеров нет, приютов тоже. Изначально у нас были планы открыть приют хотя бы на 10 собак и 5 кошек. Но это очень сложно: нужно отдельное помещение, которое не каждый даст в аренду, да и очень большие финансовые затраты на все», - добавил ветеринар.
По словам Усмана, изначально были разговоры, что стерилизацию и кастрацию бездомных животных отдадут в частные руки с содержанием и последующим их пристройством. Теперь подобные приюты, возможно, сделают на балансе акиматов. Хотя представить это еще труднее.
Пока же в регионе проводится лишь отлов и отстрел животных, но только по заявлению физических и юридических лиц.
Между тем, по информации пресс-службы департамента санитарно-эпидемиологического контроля Акмолинской области, за 2021 год эпидситуация по бешенству в регионе была благополучной, случаев заболевания людей не зарегистрировано. Также в области наблюдается уменьшение обращений за антирабической помощью (против бешенства): всего обратилось 1617 человек, тогда как годом ранее - 1744 человека. Среди обратившихся 1242 пострадали именно от укусов собак, 325 – от кошек, немногочисленны укусы лошадей, КРС, ос, лисиц. А в случае, если человека укусило бездомное животное, у которого нет хозяина и которого нельзя пронаблюдать, лечение будет не из самых приятных и займет несколько месяцев.
Что ж, с сообщением о новом законе появилась, наконец, надежда на то, что государство шагнуло навстречу гуманному отношению к братьям нашим меньшим. Однако пока говорить о том, как все будет реализовано в реальности, не приходится, ведь этого не знают даже люди, работающие в сфере ветеринарии. Поживем, как говорится, и увидим!
Оксана Матасова.