Анализ суицидальной ситуации в Акмолинской области среди подросткового населения
На современном этапе развития нашей страны, наряду с позитивными изменениями в обществе, происходит обострение социальных проблем, одной из которых является рост самоубийства. Причинами отклонений являются отсутствие идеологии в обществе, неблагоприятные семейно-бытовые и внутригрупповые взаимоотношения, неумение правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения. В настоящее время Акмолинская область занимает лидирующую позицию по уровню случаев суицида.
По данным лечебно – профилактических организаций Акмолинской области за 8 месяцев 2017 года число лиц, совершивших самоубийство достигло 122 человек (107 человек в 2016 году), в том числе включая 12 случаев (10 подростков, 2 ребенка) завершенного суицида среди несовершеннолетних (11 случаев в 2016 году (9 подростков,2 ребенка).
Смертность населения от самоубийств на 100 тыс. населения в области за 8 месяцев 2017 года составляет 16,3 (в 2016 году –14,3).
Смертность несовершеннолетних от самоубийств в возрасте от 15 – 17 лет составила 35,7 на 100 тыс. подросткового населения (32,3 на 100 тыс. подросткового населения в 2016 году).
Приведенные выше данные за 8 месяцев 2017 года пока неутешительны: увеличении числа суицидов на 15 случаев в сравнении с аналогичным периодом 2016 года, а среди несовершеннолетних на 1.
После увиденных цифр навряд ли выстроится очередь к психологам и психотерапевтам, потому что посещение специалистов в данной сфере не характерно для казахстанцев.Преодоление стереотипного отношения к теме суицидов и специалистам в области психического здоровья способно значительно улучшить ситуацию с распространенностью тревожно-депрессивных расстройств. Заметить признаки суицидальных мыслей не так сложно, как может показаться.
Признаки готовящегося самоубийства.
80 % задумавших совершить самоубийство несовершеннолетних предварительно дают знать о своих намерениях окружающим.
Способы сообщения могут быть завуалированы, и чрезвычайно необходимо их понять.
Словесные признаки
- Часто говорит о своем душевном состоянии, о своей никчемности, беспомощности, о своем безнадежном положении.
- Шутит на тему самоубийства.
- Проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти. Упоминает об эпизодах суицидов в фильмах и романах.
Поведенческие признаки
- Раздача ценных вещей. Люди, собирающиеся уйти из жизни, часто раздают вещи, которые очень многое для них значат. Подросток может начать раздавать свои любимые личные вещи (книги, видеоигры, гаджеты и т.д.) . Это должно насторожить окружающих, особенно, если это преподносится со словами: "Мне эта вещь больше уже не понадобится" или "Я хочу, чтобы у тебя что-то осталось от меня на память".
- Приведение дел в порядок. Одни кинутся убирать дом, другие поспешат расплатиться с долгами, или же захотят вернуть вещь, взятую у приятеля, вымыть пол в комнате, разобрать ящики письменного стола. Во всех этих поступках нет ничего подозрительного; напротив, сам по себе каждый из них совершенно нормален и закономерен. Однако в сочетании с другими "предупреждающими знаками" такая вдруг возникшая тяга к порядку может означать, что подросток долго задерживаться в этом мире не собирается.
- Прощание.
- Демонстрируют радикальные перемены. Вдруг начинают вести себя непривычно.
Ситуационные признаки
- Социально изолирован.
- Живет в нестабильном состоянии.
- Ощущает себя жертвой насилия.
- Перенес тяжелую потерю.
Факторы риска совершения суицида
- Семейные проблемы. Неблагополучные семьи, где часто возникают конфликты между родителями. Недоброжелательно отношение к ребенку - грубость, унижение, побои. Материальные проблемы семьи. Потеря родителей. Чувство беспомощности и отчаяния.
- Проблемы интимно-сексуальной сферы. Неудачи в личной жизни, проблемы сексуального характера. измены, унижения, отверженность со стороны родителей при этом они эмоционально зависимы от их внимания, уважения. чуткости.
- Аддиктивное поведение. Употребление алкоголя, и наркотиков, психоактивных веществ снижает критичность мышления и способность контролировать импульсивное поведение, предвидеть и принимать последствия своих действий.
- Незрелость личности и определенные черты характера. Слабохарактерность и импульсивность действий. Внушаемость, подражание телевидению, чужие рассказы.
- Школьные проблемы. Неуспеваемость и неуспешность. Проблемы в общении со сверстниками могут привести к дезадаптации подростка. Потеря контакта или осуждение группой может стать тем социально-психологическим фактором, который способен подтолкнуть или усилить желание подростка к суицидальному действию. Этот фактор особенно значим для подростков с невысоким интеллектом. Проблемы и конфликты с учителями – подростковый возраст ранимый и восприимчивый, любое высказывание – по мнению подростка необъективное по отношению к нему, да и еще в присутствии одноклассников, сверстников, воспринимается болезненно и чревато последствиями. Отношение учителя к ученику – надменность, отстраненность, изолированность, пренебрежение, чрезмерная строгость.
Таким образом, суицидальными подростками чаще всего становятся либо подростки из неблагополучных семей, либо наркоманы или алкоголики, либо подростки, столкнувшиеся с проблемой, которая, по их мнению, неразрешима или считают, что их не поймут, пристыдят. Судя по формам суицида можно понять, что суициды совершаются либо в состоянии аффекта, либо с целью привлечения внимания, либо человеку действительно не хочется жить. Причины же суицида различны, их довольно много и они зависят от того, что человек считает действительно ценностью, будь то любовь, семья, друзья, совокупность неприятностей и т.п. Подросток, начинающий задумываться о суициде, всё-таки, надеется, что что-то изменится к лучшему, что хоть кто-нибудь увидит, как он нуждается в помощи, понимании и поддержке, как ему хочется поделиться своими переживаниями. Тогда он и начинает вести себя так, чтобы привлечь внимание к себе. А задача всех окружающих увидеть это изменение в поведении.
Если вы слышите | Обязательно | Никогда | |
1. | "Ненавижу учебу, класс…" | "Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?" | "Когда я был в твоем возрасте…да ты просто лентяй" |
2. | "Все кажется таким безнадежным…" | "Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь" | "Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе" |
3. | "Всем было бы лучше без меня!" | "Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит" | "Не говори глупостей, Давай поговорим о чем-нибудь другом" |
4. | "Вы не понимаете меня!" | "Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать" | "Кто же может понять молодежь в наши дни." |
5. | "Я совершил ужасный поступок…" | "Давай сядем поговорим об этом" | "Что посеешь, то и пожнешь!" |
6. | "А если у меня не получиться?" | "Если не получиться, мы подумаем, как это сделать по-другому" | "Если не получится – значит, ты недостаточно постарался!" |
Алгоритм психолого-педагогического сопровождения детей и подростков, склонных к суицидам:
- определите источник психологического дискомфорта;
- выясните, как ребенок решал сходные ситуации в прошлом;
- определите, что может быть полезным для разрешения настоящей проблемы;
- выясните, что остается позитивно значимым для подростка;
- научите использовать методы снятия психологического напряжения;
- попытайтесь уменьшить степень психологической зависимости от причины, повлекшей суицидальное поведение;
- вселяйте надежду на лучшее будущее;
- попробуйте сформулировать ближайшую реалистичную цель для ребенка;
- не оставляйте подростка одного в ситуации высокого суицидального риска.
Работа по профилактике суицидального поведения проводится путём профилактики негативных явлений (вредные привычки в том числе) пропаганды ценностей здоровья и освещения вопросов психологического здоровья.
Внештатный суицидолог Акмолинской обласной психиатрической больницы Махметоа Тимур Ерсеитович, психолог амбулаторно-поликлинического подразделения Акмолинской обласной психиатрической больницы Переплеткина Анастасия Сергеевна