Пациентский экстремизм: кто защитит медика?
Когда речь идет о врачах, находится множество статей, по которым они могут ответить перед буквой закона за каждое свое действие. Но защищает ли все то же законодательство самого медработника от пациента? Оскорбления, избиения, нападения, к сожалению, все чаще встречаются в жизни медиков. Что же такое «потребительский (в нашем случае – пациентский) экстремизм» и как с ним бороться?
На этих кадрах запечатлено прошлогоднее нападение на медицинских работников кокшетауской городской больницы. Прибывшие глубокой ночью мужчины набросились на четырех врачей из-за того, что получили отказ забрать в такое позднее время тело умершей родственницы.
И подобных случаев в работе медиков становится все больше. Внимание на проблеме незащищенности медработников акцентировал и Президент РК К.-Ж. Токаев.
«К сожалению, приходится сталкиваться с тем, что не все люди адекватны, многие воспринимают наших сотрудников как каких-то врагов. Такое бывает, когда происходит, к примеру, бытовое насилие в семье. У нас было несколько случаев нападения на бригаду. Последний случай произошел на территории городской больницы. Наши сотрудники доставляли пациента с подозрением на острую хирургическую патологию. Его сопровождал друг в нетрезвом состоянии, который безо всякой причины вдруг набросился на фельдшера и ударил его в лицо. У человека была травма, было написано заявление в полицию», - поделился главный врач акмолинской областной станции скорой медицинской помощи Александр Высоцкий.
Вспомнить можно и недавний случай, произошедший в Щучинске, когда пулей было разбито стекло машины скорой медпомощи. Виновные вскоре были найдены: по официальной версии, молодые люди стреляли из воздушки и нечаянно попали в машину скорой помощи. Кстати, в этой ситуации лишь чудом никто не пострадал.
«Есть случаи и ложных вызовов скорой помощи. Приезжают бригады, но по адресу нет таких людей, а в это время те, кто реально нуждается в помощи, ждут медиков. Порой приходится вызывать полицию, ДЧС, чтобы вскрыть двери, потому как возникает предположение, а вдруг человеку просто стало плохо. Но каждая потраченная минута – это несвоевременное оказание помощи», - добавил А. Высоцкий.
Конечно, бригады скорой помощи могут рассказать и о тех случаях, когда пациенты в возбужденном состоянии, как правило, в алкогольном опьянении, ведут себя неадекватно, а после, протрезвев, не могут дать ответа, зачем это сделали.
«У нас была ситуация в Целиноградском районе: бригада приехала на вызов, машина стояла во дворе, в два часа ночи мимо проходил молодой человек и ни с того, ни с сего он набросился на нашу машину, разбил стекла, фары, наши сотрудники его скрутили, вызвали полицию. На следующий день, протрезвев, он не мог объяснить, что нашло на него. Есть, конечно, еще одна категория пациентов – это психически больные люди, которые состоят на диспансерном учете или впервые заболевшие с острым психозом, которые также могут вести себя неадекватно», - добавил А. Высоцкий.
По словам главврача скорой, основные инциденты нападения на медиков в Акмолинской области происходили в Целиноградском районе, Косшы, Степногорске и Кокшетау.
«К сожалению, все защищающие медиков законы сводятся к гражданско-правовой ответственности. Но сам статус медика по сути ничем не защищен. Хотя в этом направлении ведется определенная работа и по профсоюзной линии, и Минздравом», - добавил А. Высоцкий.
Случаи нападения на медиков происходят повсеместно. Новостные ленты пестрят громкими заголовками: «Нападения на врачей Аматы возмутило коллег», «На бригаду скорой помощи напали с ножом», «Фельдшеру сломали руку»… Казахстанцы тем временем собирают подписи за то, чтобы приравнять медработников к сотрудникам полиции.
«К сожалению, парадокс ситуации заключается в том, что тот, кто спасает и защищает жизни людей, сам является очень незащищенным. Наши медицинские работники, к сожалению, законодательно никак не защищены. Очень много случаев нападения на медиков при исполнении их служебных обязанностей. Как правило, за это не предусмотрено никакой дополнительной административной и уголовной ответственности. Проблема приобретает колоссальные масштабы», - поделился руководитель управления здравоохранения Акмолинской области Нариман Сыздыков.
По словам руководителя облздрава, согласно опросу медработников, каждый из них несколько раз в месяц подвергается если не нападению и угрозам, то оскорблениям. Особенно не защищен в этом плане средний медицинский персонал, в отношении которого чаще всего и проявляется насилие и оскорбление.
«Конечно, бывают и ошибки медиков. Но статистика говорит о том, что 90% жалоб не связана с профессиональной деятельностью врачей, а связана с деонтологией. А какая может быть коммуникация, когда пациент матерится или не так себя ведет? Обращений, когда врач действительно допустил ошибку, не так много. И когда такие случаи происходят, то все внимание сосредотачивается на них. Конечно же, мы наказываем таких недобросовестных медработников. Считаю, что медики должны нести уголовную ответственность только в случае сознательно допущенной халатности, сознательно допущенного игнорирования рисков при оказании медпомощи», - продолжает рассказ Н. Сыздыков.
Но когда в дом приходит беда или болезнь, в первую очередь мы вспоминаем о людях в белых халатах. В этом плане весьма показательны недавние трагические события, связанные со взрывом газа в Шортандах.
«Тогда по одному моему зову из ближайших районов выехали врачи-добровольцы на своих машинах, на скорой помощи - из Акколя, Аршалы, Нур-Султана. Они выехали, несмотря на то, что была поздняя ночь, не прося зарплаты за это и дорожных расходов. Доктора, хирурги, детские анестезиологи – все были там. Это помимо того, что была вызвана санавиация. Думаю, что коллеги из скорой помощи должны быть обязательно представлены к наградам за то, что они сделали, - провели сложную эвакуацию семерых человек в Нур-Султан посреди ночи. Это настоящий героизм! И в сопровождении лучших реанимобилей с каждым ребенком ехал врач, реаниматолог, анестезиолог и его ассистент», - добавляет Н. Сыздыков.
Впрочем, совсем недавно в Акмолинской области, наконец, появился прецедент защиты медработниками своих прав.
«К нам обратилась семья с двумя детьми. Фельдшер посмотрела 6-месячного малыша, но в госпитализации он не нуждался. Врач объяснила, что госпитализации ребенок не подлежит, тем более, учитывая эпидсезон и большое количество тяжелых детей, с местами было напряжение. На это отец начал вести себя агрессивно, разговаривать на повышенных тонах и материться», - пояснила заместитель главного врача по медчасти многопрофильной областной детской больницы Жанар Аубакирова.
Успокоить мужчину медработник не смогли, к тому же, у оскорбленного фельдшера поднялось давление и она не смогла продолжать прием. Пришлось писать заявление в полицию.
Специализированным судом по административным правонарушениям города Кокшетау 6 декабря 2021 года житель Кокшетау был признан виновным в совершении мелкого хулиганства и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 14585 тенге.
По словам Ж. Аубакировой, подобные инциденты происходят часто. Из-за них многие медики не желают работать. Доходило и до того, что выпившие пациенты в больнице ломали двери.
Там, где не достаточно образованности и воспитания, на помощь могут прийти только законы и наказание. Ведь интеллигентный человек никогда не позволит себе мат и избиение в отношении окружающих, тем более – тех, кто спасает наши жизни.
«Конечно, Закон защищает всех нас, будь это медработник или учитель – есть Конституция. Но когда выполняешь медицинскую работу, больше всего подвергаешься критике. Вижу, что много пишут о том, что где-то напали на доктора. Как правило, напавшим все это списывается на состояние аффекта из-за смерти близкого или болезни ребенка. Но я считаю, что медработники должны быть защищены законом, как и полицейские. Ведь они так же находятся при исполнении. У медработника должен быть определенный статус. А престиж нужно подымать зарплатой. Кроме того, медики должны быть социально защищены. К примеру, два раза в год проходить какие-то оздоровительные процедуры… Но, конечно, хочу сказать медработникам, чтобы они никогда не провоцировали пациентов. Пациент всегда остается пациентом. Ему все спишется на болезнь. А тебе, при том, что ты при исполнении обязанностей, скажут только, что ты врач и сам выбрал эту работу», - поделился заместитель руководителя управления здравоохранения Акмолинской области Нурлан Шагиров.
«Я бы хотел предложить, и думаю, многие коллеги поддержат меня, законодательно наделить врачей таким же правом неприкосновенности, как, скажем, спецслужбы, к примеру – полицейские. Ведь те нормы защиты медработников, которые существуют в законодательстве, недостаточны. Медики должны быть защищены, и престиж работы медиков зависит от этой защиты. Если мы приравняем медиков к сотрудникам полиции, то в отношении них будет так же действовать особый порядок государственной защиты. У медработников таких прав нет. Думаю, нужно начать разработку данного законопроекта. У нас сейчас большая утечка кадров, престиж медработников падает. За два года пандемии было некоторое улучшение в плане отношения к врачам - они оказались в поле зрения общественности. Но когда это все уходит, мы сталкиваемся с действительностью: статус медработника не изменился», - подытожил Н. Сыздыков.
Впрочем, Президент РК К.-Ж. Токаев еще летом этого года поднимал вопрос защиты врачей. По его мнению, в Казахстане сохраняется низкий уровень правовой и социальной защищенности медработников, требуется внедрение комплексной системы закрепления их статуса и мотивации. Президент даже поручил министру МЗ РК проработать законодательные инициативы по поддержке статуса медицинских работников.
На сегодняшний день в Акмолинской области, как и по всему Казахстану, ощущается острая нехватка медицинских кадров. Медики буквально бегут из выбранной ими профессии, в большинстве случаев – чувствуя свою незащищенность.
Может быть, пришло время обратить внимание на эту проблему и произвести необходимые законодательные изменения? В противном случае – в скором времени лечить нас будет некому…
Оксана Матасова, специально для 716.kz.