Для чего оружие детям?
Вооруженные бойни в школах долгое время считались исключительно американским явлением. Однако трагедии происходят и в российских образовательных учреждениях. По России прокатилась волна нападений на школы – дети приходили в школу с ножом, топором, «коктейлем Молотова». Они ранили и убивали одноклассников и учителей.
Все устроившие атаки подростки состояли в так называемых колумбайн-сообществах – закрытых группах, посвященных массовому расстрелу учащихся в американской школе «Колумбайн». В этих пабликах переводят дневники устроивших бойню Эрика и Дилана, продают вещи в стиле своих кумиров.
А поскольку казахстанские дети находятся в одном интернет-пространстве с ребятами из других стран, нам необходимо разобраться во всех этих понятиях и мотивах детей. И самое важное, что следует понимать – подобные трагедии можно предотвратить.
Зара С. окончила КГУ им. Ш. Уалиханова по специальности «Психолог», работает уже много лет. Однако она отмечает, что в Казахстане тема колумбайна не раскрыта - значение этого слова большинство наших соотечественников и не слышали.
Колумбайн - такое название получило, пожалуй, самое известное массовое убийство, устроенное в 1999 году в своей же школе Диланом Клиболдом и Эриком Харрисом. Применяется как относительно того конкретного случая, так и вообще факта стрельбы в учебном заведении. То же, что и скулшутинг.
Специалисты проводят исследования данного явления, и, если изучать тему, вы узнаете много нового. Но, скорее всего, вы не знали, что в нашей Акмолинской области уже выявили участников закрытых колумбайн-сообществах, воспевающих подростков-убийц в соцсетях. О них и расскажет наш собеседник – Зара С.
Так почему же подростки во всем мире делают убийц своими кумирами, становятся их последователями? Потому что они несут с собой идею – «отомстить одноклассникам». Эта нездоровая мысль становится соблазнительной в сознании несформированной личности. Несовершеннолетние считают, что нападавшие - аутсайдеры, отомстившие своим обидчикам.
Убийца – ее кумир
Дина (имя девочки изменено – прим. авт.) – выросла в неполной семье, ее мать воспитывала детей от разных мужчин, поэтому Дина с рождения не знала своего отца. Мать откровенно не любила ее, никогда не поощряла, а порой и вовсе избивала. Потом мать скончалась.
«Как психолог я имею право сказать, что в итоге девушка выросла с девиантным поведением, наблюдается умственная отсталость. Она не допускает мысли, что ее рассуждения могут быть неправильными. При этом суждения ее не логичны для здравомыслящего человека. Хорошо, что специалисты вовремя обратили внимание на нее, иначе все могло закончиться бедой», - говорит психолог.
После трагических событий в Казани, когда Ильназ Галявиев убил семь детей и двоих учителей, сотни девушек вдруг стали фанатками казанского стрелка. Дина тоже оказалась среди них – она вступила в закрытую группу, где девочки со всего мира грезили о свадьбе с «кровавым» женихом.
«Мне довелось с ней поработать, но потом ее дело передали психиатрам. В первый день работы со мной она не проронила ни слова, на второй день поделилась, что подвергалась булингу. Перед подростком возникают трудности, с которыми они не всегда могут справиться. И в эти моменты ей нужна была просто поддержка и внимание», - говорит психолог.
При этом учителя и директор образовательного учреждения хорошо отзывались о девочке, хотя психолог допускает мысль, что администрации школы просто не хочется неприятностей в виде слухов или чего-то подобного. Накладывает отпечаток на их реакцию и откровенный страх перед начальством.
«У тех, кто поддерживает несовершеннолетних стрелков, отсутствует элементарная жалость к другим ребятам. Я спросила у Дины, не жалко ли ей детей, которые погибли. На что получила дословный ответ: «Нет, мне их не жаль, они ведь мне никто». Считаю, что в какой-то мере ответственность за то, что девочка озлобилась, лежит на учителях, которые переводили ее из школы в школу, стараясь избавиться от «трудного» подростка. Потом изгой находит друзей в интернете, и зачастую сообщество оказывается весьма опасным, дети становятся инструментом в чьих-то руках. Вспомните «Синий кит». Целые семьи погибали, потому что детям внушали, что они обязаны ночью включить газ, при этом угрожая их родным», - выразила свое мнение Зара С.
Из ада в ад
В один из колледжей Акмолинской области поступил парень из другого региона. Казбек (имя по понятным причинам изменено) был рад вырваться из своей многодетной семьи, в которой отец пил и избивал домочадцев. Казалось бы, парень сбежал из ада, но и в учебном заведении он столкнулся с травлей со стороны парней постарше.
Однажды в расстроенных чувствах парень заявил: «Я им всем отомщу». Позже в интернете приобрел нож, который носил с собой. Таким образом издевательства превратили парня в потенциально опасного преступника. Любой смешок в его сторону мог стать спусковым механизмом для какой-нибудь резни.
Аналогичный случай произошел и с другим парнем. Ринат (имя изменено) - тоже студент. У него не сложилось на личном фронте – юноша влюбился в девушку, которая его отвергла, а все смеялись из-за этого, унижали. Каково это - постоянно быть объектом насмешек? Он также пытался приобрети огнестрельное оружие и мечтал разделаться со своими обидчиками. И также в его руках было холодное оружие, которое могло оборвать жизнь другого человека.
Практический советы психолога Зары С.:
- Разговаривайте со своими детьми и уделяйте им внимание. Да, звучит банально, но в вопросе воспитания детей нужна осознанность.
- Не заводите детей, если не способны любить себя и их.
- Помните, что дети – это не взрослые, формирование личности происходит не так быстро, как кажется многим. Даже среди взрослых людей зачастую встречаются незрелые личности, так чего вы хотите от детей?
- Дети познают мир через своих родителей, они не слушают, что говорят родители, а просто повторяют поведение родителей. Поэтому прежде всего проанализируйте свое поведение.
- С одной стороны, важно соблюдать личные границы детей, с другой стороны, не игнорируйте «тревожные звоночки». У многих ребят на заставках стоят их кумиры-убийцы. У Дины на заставке был Ильназ, но опекун не знал, кто это. Многое о самом ребенке говорит их никнейм, который они выбирают.
- Не стоит противиться желанию школьных психологов провести анкетирование среди учащихся. Если вы не разговариваете со своими детьми и не позволяете это сделать психологу, есть вероятность оставить ребенка наедине со своими проблемами. А между тем, опросники позволяют специалистам выявить чувствительные места. Конечно, актуальным остается и вопрос профессионализма школьных психологов. Ребенка можно доверить только профессионалу.
- Нашему обществу, особенно детям, необходимо усвоить, что работа с психологом – это не постыдное действие. Но у ребят есть негласная система иерархии, вопрос авторитета очень чувствительный, поскольку дети учатся встраиваться в сообщество, взаимодействовать с социумом. И если при других детях направить ребенка к психологу, для него это словно клеймо.
- При всей своей ранимости у детей зачастую отсутствует эмпатия. Поэтому время от времени вплывают вопиющие факты жестокого обращения с животными и, конечно, булинг и травля в школе.
Проблема «дедовщины» и вымогательства в некоторых учреждениях нашей страны до сих пор сохраняется. Но о них вспоминают, лишь когда случается какая-то беда. Недавний случай в городе Степногорске – это яркий пример жестокости несовершеннолетних, доказательство того, что дети способны на пытки.
Напомним, инцидент произошел 21 октября текущего года. Учащийся 8 класса занимался рукоприкладством в комнате общежития по отношению к двум ученикам 7 класса, при этом одноклассник избивающего записывал данные действия на телефон. В ходе обхода вечером того же дня психолог школы обнаружила видео у снимавшего ученика, о чем поставила в известность администрацию учебного заведения. Директор школы-интерната отчислил участников инцидента по завершению четверти 29 октября текущего года, нарушив алгоритм оповещения уполномоченных органов, правоохранительных структур, комиссию по делам несовершеннолетних.
Хорошо, что видео было опубликовано в СМИ и общественность узнала о вопиющем инциденте. Аким области Ермек Маржикпаев провел выездное совещание в Степногорске. О том, кто из чиновников понес ответственность за случившееся, вы узнаете по этой ссылке. Добавим лишь, что департаментом полиции Акмолинской области проводится досудебное расследование по ст. 141 УК РК «Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей» и по ч. 2 ст. 194 «Вымогательство». Проверка по данному вопросу продолжается.
Что могло случиться, если бы эту жестокость не прекратили?
Айя КАЛЯГИНА