Новый сезон, новая сцена, новая труппа, новый спектакль…
Акмолинский русский драматический театр (АОРДТ) вновь удивил зрителя очередным экспериментом. Только представьте: чтобы посмотреть представление на новой площадке Арт-пространство, вам придется спуститься … в подвал! Именно здесь теперь расположилась четвертая сцена театра, на которой в основном будет осуществлять свои постановки новая молодежная труппа. Так в очередной раз реализуется одна из главных задач театра - быть доступным всем возрастам – от мала до велика. Ну а первой постановкой на новой сцене стала пьеса известного ирландского драматурга Мартина Макдонаха «Сиротливый запад», передает 716.kz.
Новый сезон, новая сцена, новая труппа, новый спектакль… Как много еще этого самого «нового» ждет акмолинского зрителя, соскучившегося по встречам с Мельпоменой.
«У нас уже есть Киндер-театр для детей от 1 до 6 лет, Арт-ПлатФорма-74 и основная сцена. Сегодня мы презентуем площадку Арт-пространство, и здесь мы даем возможность экспериментировать молодым артистам. На сегодняшний день в маленьком Кокшетау для молодежи не так много мест, куда можно пойти», - отметил на премьере спектакля директор АОРДТ Бейбит Бахтыгереев.
Молодежная рок-драма. Именно так определил жанр постановки по мотивам пьесы известного ирландского драматурга Мартина Макдонаха «Сиротливый запад» талантливый киргизский режиссер Шамиль Дыйканбаев, уже знакомый кокшетаускому зрителю по постановке «Плаха».
В центре повествования история двух родных братьев, которые из-за ненависти и обиды практически всю свою жизнь посвятили тому, что делали друг другу пакости. Сначала мелкие. А после такие, что сидящих в зале бросало в дрожь: и это родные братья? И здесь невольно возникают мысли о любви. Есть ли хоть капелька ее в душе наших враждующих родственников, готовых при первой возможности схватиться за ружье и нож? Ситуацию усугубляет семейная тайна: один из братьев застрелил отца…
Небольшой городок, где происходит действо, погряз в грехах. В этом мире люди убивают друг друга, девушки ведут себя как дамы легкого поведения, а единственное развлечение для молодежи – выпить стаканчик спирта. Здесь нет веры, и даже фигурки святых, которые собирает Вален, сделаны из пивных банок…
Смогут ли герои найти в себе силы для прощения? Одержит ли любовь верх над ненавистью? Оправдает ли себя жертва отца Уэлша, настолько разуверившегося в мире, людях и даже Боге, что решившего свести счеты с жизнью, но даровавшего этим стимул братьям к прощению?
По словам актера Батырхана Сабыр, сыгравшего отца Уэлша, новая труппа театра прибыла в Кокшетау из столицы.
«До этого два года бродили по подвалам Нур-Султана и существовали как отдельная творческая молодежная труппа. Мы окончили Казахский национальный университет искусств и, еще будучи студентами, начали ставить свои спектакли. Нашим первым режиссером был Аян Алимбаев, который на сегодня является режиссером Каздрамтеатра Кокшетау. В конечном итоге мы решили приехать в Акмолинскую область. Нам очень повезло с директором театра и первым режиссером», - поделился актер.
Выбор спектакля был сделан самим режиссером.
«Мой герой - отец Уэлш. Это священник, который находится в сомнении. Все творящееся вокруг доводит его до истерии, он понимает, что нет ни ада, ни рая. И здесь идея Фридриха Ницше – «Бог умер». Поняв это, мой герой приобретает свободу. Я не читаю особенных монологов, но здесь есть одна важная сцена, когда я стою в воде и пою, кричу о свободе в небо, но ответа сверху нет. А раз я свободен, я могу сам решать – жить или не жить, и я делаю выбор не жить - ради этих двух братьев. Но в итоге получается, что в чужой монастырь со своим уставом не лезут. Что бы ты ни сделал, люди не меняются», - рассказал Батырхан.
Неожиданное решение – переплетение действа и живой музыки, чего практически не бывает в театрах. Рядом с героями музыкальная группа, члены которой то и дело становятся участниками постановки. Как оказалось, ребята непрофессиональные музыканты-самоучки. Более того, каждый участник коллектива может играть на всех инструментах и в случае необходимости заменит коллегу.
«Музыка была подобрана нашим актером – Алибеком Ерик. Он тоже музыкант-самоучка, но это не помешало ему сделать профессиональный подбор песен. Мы исполняем песни очень знаменитой в Европе датской группы «Brothers moving». Они всегда выступают на улицах, и в их текстах, звуке, посыле – дух свободы. Это спектакль о свободе, и нам не нужны оперные голоса, чтобы петь о ней», - продолжает Батырхан.
Ну и конечно, интересна сама сценография. Стилистику стен подвала-комнаты ребята разрисовывали сами. А вот художником-постановщиком спектакля стал также известный акмолинскому зрителю Садыр Ниязакунов. Перед нами все максимально просто. Здесь нет какой-то особенной мебели и пространства: железные ящики, пивные банки, пачки чипсов… Тема духовного сиротства, присутствующего у героев постановки, контрастирует с картиной Ван Гога «Колыбельная», висящей на стене. Хотя каждый, как признаются актеры, поймет участие картины по-своему.
«С нами работал режиссер международного уровня Шамиль Дыйканбаев. Вначале было сложно. В очередной раз я убедился в том, что актера раскрывает режиссер. Благодаря ему, мы вникли и поняли суть наших персонажей. Все они из Ирландии, Европы, да и время не наше, но тем не менее, история, которая разворачивается на сцене, интернациональна. Темы глобальны и близки каждому», - поделился Жекебатыр Каменов, исполнивший роль Валена.
По словам актеров, сыгравших главных героев постановки, им пришлось нелегко, ведь внутренняя природа персонажей не соответствовала им самим.
«Нам пришлось ломать себя, вживаться и понимать, в каком беспросветном болоте живут наши персонажи с малых лет, где нет любви, царит хаос, ругань, разрозненность и ненависть», - добавил Жекебатыр.
Как считают сами актеры, у спектакля все же есть свой возрастной контингент.
«Как мне кажется, этот спектакль нужно показывать молодым, заряженным ребятам. Мы несколько раз играли его, были также репетиции со зрителями. И когда на постановку приходит именно молодежь, мы чувствуем в зале особую энергию молодости, идущую от них. Это не говорит, что у взрослых нет этой энергии, просто она немного другая… Кстати, часто говорят о матах со сцены и нашем акценте. Нам ставили задачу, что мы играем самих себя, и здесь не нужно стесняться своего акцента или мата. Формат это позволяет», - поделился Мадияр Жакып, сыгравший второго брата Коулмена.
«Кокшетау – это непаханое поле. Здесь есть зритель и он голодный, просто нужно предложить ему правильный товар. Закоренелое «Театр-Музей» нужно убирать. Театр не должен быть музеем», - добавляет Жекебатыр.
После просмотра своими впечатлениями поделился первый заместитель председателя АОФ партии «NurOtan» Галым Бекмагамбетов.
«Я уже второй раз на спектакле, и скажу, что волнения, которые испытывал в первый раз, стали более глубокими и осознанными. Мир человеческий настолько непостижим и труден, что мы не можем понять его с первого взгляда. Эта история двух братьев лично для меня отталкивающая. Симпатичные, говорящие умные слова, привлекательные и вместе с этим нетерпимые, циничные, жестокие и имеющие такое фривольное отношение к тому, что вызывает у нормального человека возмущение. Легко убить отца и легко дойти до того, чтобы убить друг друга. И это родные братья. Смысл всего в предсмертной записке отца Уэлша, в которой звучит его вера в то, что в глубине души братские чувства проснутся. И если мы задумаемся над этим, значит, театр добился своей задачи», - отметил Г. Бекмагамбетов.
Присутствующие еще долго не хотели отпускать ребят, делая фото с новым коллективом на память. Сами актеры признались: акмолинский зритель им пришелся по душе, поэтому они уже думают, над чем будут работать завтра. Но пока говорить о планах не стали, добавив, что это все равно как делить шкуру неубитого медведя.
Ну, а у нас впереди еще открытие сезона! Ждем-с!